Депутат Государственной думы Алексей Журавлев считает, что Беловежские соглашения 1991 года, в результате которых распался Советский Союз, были незаконными в связи с несоблюдением необходимых на тот момент законодательных процедур.
В документах СССР процесс выхода республики (на самой этой возможности зачем-то настоял Ленин) из союза, между прочим, был подробно прописан. Инициировать подобное мог только республиканский парламент, и если его на референдуме поддержало бы 2/3 населения, вопрос должны были передать в Верховный Совет СССР.
Там обязаны были создать Согласительную комиссию, которая за 5 лет определила бы: статус территорий, не принадлежавших выходящей республике на момент ее вступления в состав СССР (к примеру, Крыма); статус территорий компактного проживания национальных групп, голоса которых, отданные на референдуме, учитываются отдельно; финансово-кредитные расчеты банков с финансовым центром Союза; порядок выполнения предприятиями и организациями ранее взятых на себя договорных обязательств; порядок раздела собственности, вопросы охраны границ; гарантии содержания исторических и культурных памятников и мест захоронений на территории выходящей республики.
При этом, если в последний год «переходного пятилетнего периода» 10% жителей выходящей из состава СССР республики заявят о необходимости повторного референдума о выходе, то он обязательно должен быть проведен.
Ни одно из этих условий не было соблюдено, поэтому и бумагой, подписанной на троих в Беловежской пуще Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем, с точки зрения права, просто подтереться можно. И требовать от республик, покинувших СССР, как минимум, следования вышеперечисленным обязательствам, в том числе и выплате денежных компенсаций».
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции