Большое как степь и ласковое как ветер, солнце братского Казахстана освещает светлый путь западных компаний, ушедших из России. Только об одном скорбит казахский народ - о Макдональдсе, снявшем вывески над своими ресторанами из-за отсутствия российских котлет.
В прошлом году, в Казахстан релоцировалась, а проще говоря, смылась из нашего Отечества, более двадцати крупных иностранных компаний, ещё более пятидесяти находятся на низком старте. Доходит до страшного: мотоцикл "Урал", гордость нации, вильнув выхлопной трубой, ушел в северный казахский Петропавловск. А в Алма-Ате большой друг России президент Токаев лично дал отмашку на строительство завода китайской Great Wall Motors по производству автомобилей. Всего в очереди, говорят, терпеливо стоит более трехсот более крупных бизнесов.
Впору говорить, что рыба ищет, где глубже, а бизнес - где нет санкций. Вместе с бизнесом перелетными птицами туда потянулись и мозги. По данным Миграционной службы РК, в прошлом году въехало 1, 66 млн. россиян. Правда, 1,64 млн. благополучно и выехали. Но, следовательно, двадцать тысяч начали вить новое гнездо. Но гнезда нынче дороги, и чтобы их вить на новом месте, Минфин США (!) милостиво разрешил суверенным казахским банкам обслуживать частных клиентов по российской платёжной системе "Мир". Проще говоря, снимать в местных банкоматах немного наличных. Всё-таки не звери сидят там, за океаном!
Но не только в крупноузловой, читай, отверточной сборке китайских машинок Астана мечтает заместить Россию. С декабря мусолится идея допустить казахскую нефть в нефтепровод "Дружбу" (друзья как-никак!) для покорения Европы. В частности, Германии, которая от российской нефти ныне нос воротит. И вроде Москва не против, и Берлин с Астаной "за", но пока что-то не срастается. Да и масштабы покорения скромнее. "Тесновата кольчужка", точнее труба Атырау—Самара. Больше 7 миллионов тонн не возьмёт. И это против 20 миллионов тонн, которые Германия ежегодно получала из России. Но хоть шерсти клок, а бюргеру рубашка.
В общем, Казахстан уверенно движется по пути России. России конца 90-ых годов прошлого века: новые рынки для нефти, крупноузловая сборка авто, приём сирых и т.д. и т.п. А в это время настоящие казахские парни крутят баранки столичных такси, не подозревая о величии родины.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции