Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Мнение 13+

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

, 09:30 , Журналист

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Объявленная 21 сентября 2022 года частичная мобилизация - это, говоря языком термодинамики, точка бифуркации, после которой трансформация сложившейся системы диалектического единства и противоборства России и недружественных стран может пойти самым непредсказуемым образом. Но проницательный взгляд всё же может различить некоторые контуры и сделать некоторые наблюдения по косвенным признакам. Попробуем посмотреть на ситуацию глазами Афины Паллады,  нетривиально рождённой дочери Зевса громовержца, древнегреческой богини мудрости, военной стратегии и тактики. Слово “война” в нашем контексте будет иметь общеупотребительное значение как способ вооруженного решения любых конфликтов.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Как только было объявлено о частичной мобилизации, сайты, бронирующие билеты, были буквально обвалены. На ресурсы, освещающие тему выезда из РФ, зашло за день по миллиону человек, хотя обычный трафик для них - четыре-пять тысяч посещений в день. Из аэропорта Внуково стали публиковаться фотографии с сотнями молодых людей, спешно вылетающих куда глаза глядят и куда удалось купить билеты. Было бы неправильно начинать строго судить людей за панику и за охвативший их страх. Лучше было бы разобраться, почему люди бегут массово со своей Родины, а не обвинять огульно всех в отсутствии патриотизма.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Как воспитываются патриоты временно недружественных стран?

В позднесоветские и раннероссийские времена отношение к армии среди множества несознательных молодых людей было весьма скептическим. Их пугали прежде всего неуставными отношениями, получившими название дедовщины. Все молодые люди, которых бы теперь отнесли к категории “рукопожатных”, пытались откосить от армии всеми правдами и неправдами. В начале восьмидесятых проблема стала настолько острой, что её нельзя уже было не замечать, и были изданы указы и распоряжения для борьбы с этим феноменом, известным, кстати, и в других странах и других заведениях, например, в английских школах-интернатах для будущей племенной элиты.

Август Котляр (слева) со старшим братом Олегом. Псковская область, 1978 год
Август Котляр (слева) со старшим братом Олегом. Псковская область, 1978 год

Лично я добровольно призвался в советскую армию со второго курса МГУ в осенний призыв 1984 года и до сих пор проведённое в армии время вспоминаю с большим чувством; насытившись всеми прелестями военной жизни, научившись многому, я оттуда вышел с весьма специфическими навыками и взглядами. Спасибо армии за науку. В других местах такому бы не научился. Каждый выносит тот опыт, к которому стремится и готов принять. И даже в самых жёстких условиях можно жить - не тужить. Плохо, что армейское руководство не умело подавать современные армию и флот в правильном ракурсе; единственное толковое, что было очень вдохновляющим для молодёжи - снятый в 1977 году фильм про десантуру “В зоне особого внимания”. Это было хорошее кино, правдивое, я это знал по опыту, ибо мой брат Олег служил в это самое время в ВДВ под Псковом, и я бывал у него в части и видел, как готовят штурмовые десантные части. После выхода фильма “В зоне особого внимания” куча мальчишек просилась в десант. В 1990-е годы профессия военного была загнана ниже не то что плинтуса, а черновых досок под полом. Я помню, как бедствовали офицеры, в каком униженном положении находился цвет нации. А что же у основного российского партнёра по геополитическим стратегиям?

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Американский маркетинг и мерчендайзинг ушёл далеко вперёд. В том числе военный. В Америке в недрах Минобороны есть специальные люди, которые отвечают за формирование образа вооруженных сил и американских геополитических устремлений в глазах своего населения и окружающих народов. Им это удаётся: американцы реально рыдают от счастья, когда им показывают бравурные ролики о доблести родом войск на День независимости или Мемориал Дэй. Потому что и армия американская хорошо организована, укомплектована и оснащена, и подаётся общественности в самом выгодном свете.

Эти интересные люди, отвечающие за имидж армии, имеют имена и фамилии. Например, Филип Страб, чиновник Минобороны США, отвечающий за взаимодействие с Голливудом. Он может выделить для съёмок что угодно: авианосцы, эсминцы, танки, самолёты, крылатые ракеты, любые военные базы, любое оружие. При условии, что сценарий будет показывать американскую армию в самом лучшем свете, героически, а если там есть плохие люди в погонах, то другие хорошие люди в погонах их разоблачат и накажут. В США возможность сотрудничества киноиндустрии с военными отлажена блистательно; армия с удовольствием помогает снимать любое кино, даже марвеловскую фэнтази про трансформеров и Железного человека, потому что там армия показана как должно - защитница всего хорошего от всего плохого.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Вопросы имиджа армии и американской военной политики имеют в глазах высшей администрации США значение архиважнейшее, настолько серьёзное, что Карл Роув, советник Буша-младшего и титан политической интриги, в 2001 году собирал всё голливудское начальство и тамошних лиц, принимающих решения, чтобы разъяснить, согласовать и придерживаться правильной линии в создании образов Америки и американских геополитических акторов в массовом сознании американцев и всего мира. А политические акторы всё суть те же: Пентагон, ЦРУ, Госдеп, ФБР, всякие правительственные и околоправительственные службы и организации. Так появились очень хорошие сериалы типа “Родины”. А хороши они и достоверны потому, что не только Голливуд пошёл навстречу государственным органам, но и госорганы оказывали всяческую поддержку кинематографистам и телевизионщикам.

Для России тут ещё непочатый край работы, потому что пока кроме зрелищных кинозарисовок про Великую Отечественную (“Битва за Сталинград”, “Т-34”,  “Девятаев”) и Афганистан (“9 рота”, “Кандагар”) ничего патриотичного и достойного сделано не было; и всё про раньшее время, про события 75-летней или 40-летней давности. Никто не озабочен сделать сериалы про вменяемых и достойных современных военных, про их будни, проблемы и минуты героизма, где раскрывается их сущность как русских людей (Георгий Данелия в фильме “Кин-дза-дза” раскрыл сущность русского человека лучше всех, когда прораб дядя Вова, вместо счастливого и благополучного возвращения на Землю, возвращается за непутёвыми Би и Уэфом, осужденным на вечных эцих без гвоздей).


Кадр из фильма "Битва за Сталинград"
Кадр из фильма "Битва за Сталинград"

Американские киношники вкупе с военными и политиками набили руку в формировании образа врага, которого могут сделать из кого хочешь: из русских, из исламистов, из северных корейцев или латинских наркоторговцев. Без разницы, но одинаково убедительно. Но вот безупречно решают вопросы привлечения молодняка в армию: после первого “Топ Ган” (1986) с Томом Крузом желающих служить в армии увеличилось на 500 процентов, и рекрутёрские пункты установили прямо в кинотеатрах. Если советское юношество призывного возраста уклонялось в эти годы от армии, то американское ломилось в армию - и все это результат одно-единственного грамотно сделанного фильма.

Книга Операция Голливуд
Книга Операция Голливуд

О том, как задачу военно-патриотического воспитания решили в Голливуде, можно прочитать в книжке Дэвида Родда “Операция Голливуд: Как Пентагон форматирует и цензурирует кинематограф”.

Пулю можно сделать из чего угодно

Есть нематериальные факторы, влияющие на успешность любого мероприятия, особенного такого высокорискового, как война. Фактор номер один - это удача, то есть такое стечение обстоятельств, при котором приложенные усилия дают искомый результат. Ибо когда неудача, то можно сделать всё возможное и даже больше, а искомого результата не будет. Не срастутся обстоятельства, случится какая-нибудь непредвиденная, но возможная оказия в виде шальной пули или удара молнии, и всё, рассыпалось начинание. Люди бывают везучие и невезучие, фартовые и нефартовые. В древности, когда у людей не было замусорено сознание всяким бредом типа литературы или лживого кино, они удачливости и везучести отводили первое место в оценке возможной результативности человека или мероприятия. Когда викинги, жившие риском и разбоем, нанимались к какому-нибудь ярлу для участия в походах, они первым делом наводили справки, насколько велика его удача. Если дядька нефартовый, то бригаду ему было не собрать. А как определяется фартовость? Только по количеству критических ситуаций и благополучному выходу из них.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Фактор номер два: воля к победе и вера в свою удачу. Был такой эксперимент: крыс бросали в ведро с водой и ждали, сколько они продержаться. Крысы тонули через пятнадцать минут. И тогда исследователи на пятнадцатой минуте, когда крысы уже ослабевали от барахтанья в безвылазной ситуации, вытаскивали их, сушили, обогревали, кормили. А потом снова бросали в ведро. И тогда крысы держались по шестьдесят часов - вера, что чьи-то руки их вытащат, придавали им сверхсилу и сверхвыносливость. То есть надо не только изо всех сил бороться, но и верить, что удача или Господь Бог, или боевые товарищи придут на помощь, и ты выживешь.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

А можно ли обсчитать и просчитать удачу, можно ли вывести формулу победы, особенно в таком командном виде спорта как война? Если не доверять это ответственное дело военным, которые ничем, кроме своей недорогой шкуры не рискуют, то тогда можно.

Все знают, что в Америке есть весьма популярная игра бейсбол. В ней крутятся сумасшедшие деньги, бейсбольные клубы стоят миллиарды долларов, гонорары игроков доходят до 40 миллионов долларов в год. У победителей неприлично много денег и ещё больше обожающих их женщин. Как туда отбирали игроков? Да на глаз, опытные тренеры, бывшие бейсболисты, оценивали потенциальных игроков по совокупности незримых параметров. Перед одним умным человеком Билли Бином стояла задача сделать из клуба, входящего в один из самых отстойных дивизионов, такой клуб, чтоб вошёл в высшую лигу. А как? Игра - это игроки, а всех хоть как-то зарекомендовавших себя игроков тут же сманивают в клубы высших дивизионов на огромные зарплаты. Что делать? Выход был найден. Игроков решили обсчитать по совокупности нехитрых действий: кто как подаёт мяч, кто как отбивает, кто как бежит и как ловит мяч. Короче, посчитали результативность каждой операции. Оказалось, что три посредственных игрока в совокупности могут заменить одного выдающегося, если их правильно расставить и правильно использовать их самые сильные стороны. И, главное, их никто не сманит, потому что они посредственные, сами по себе они никому не интересны. Как результат - команда вышла в высший дивизион. Что интересно - эти формулы, по которым рассчитывали эффективность игроков - математика для четвертого или пятого класса советской школы, четыре правила арифметики и дроби. Но сработало, смогли измерить удачу арифметикой, как Сальери пытался проверить алгеброй гармонию (по версии Пушкина).

Книга Moneyball
Книга Moneyball

Об этом была написана Майклом Льюисом книга “Moneyball: Как математика изменила самую популярную спортивную лигу в мире” и снят в 2011 году фильм “Человек, который изменил всё” с Брэдом Питтом в главной роли. Дисциплина же по высчитыванию ценности игрока и команды получила название “саберметрика” - она основана на статистике эффективности ведения игры.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Никто не мешает подойти с подобных позиций к высчитыванию эффективности отдельных боевых подразделений, и построению из них эффективной структуры, справляющейся с возложенными на неё функциями. На самом деле же, эта идея - лишь развитие идей Генри Форда, когда он развивал конвейерное производство автомобилей и высчитывал эффективность каждой операции и каждого движения, чтобы оно получалось лучше и быстрее, и результат достигался с наименьшими затратами. Просто этот принцип можно развивать и применять уже к системам, образующим метасистему.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Структура или функция? Мацерация или перколяция? Процесс или результат?

Мне довелось читать много работ по теории войны как таковой - от Сунь-цзы и Гуго Гроция до Мартина ван Кревельда и Джона Бойда. Я искал труды маршала Огаркова в Ленинской библиотеке, но не нашёл, пришлось удовольствоваться слушаниями докладчиков на ежегодных Огарковских чтениях; считается, что отцы концепции сетецентрической войны американцы Гарстка и Себровски попёрли свои идеи именно у маршала Огаркова.

Книга Джона Гарстки о сетецентрической войне
Книга Джона Гарстки о сетецентрической войне

Где Николай Огарков, проделавший путь от продавца в военном магазине и студента торфяного рабфака до маршала, набрался таких интересных идей, широкой общественности неизвестно.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Насколько мне известно, войну не осмысливали как диалектическое единство структуры и функции, процесса и результата, мацерации и перколяции.

В классической культурной антропологии, которой я посвятил годы своей бурной молодости, общество как динамическая система рассматривалось двояко: французская антропологическая школа (Клод Леви-Стросс) смотрела на общество как на структуру, а британская социальная антропология (Малиновский и Рэдклифф-Браун) смотрели как на функцию. Хотелось бы, конечно, по-шариковски не согласиться с обеими школами, но тут придётся согласиться именно с обеими. И война, как имманентное свойство общества, имеет и природу структуры, и природу функции. Война есть организация структуры по применению вооружённого насилия, а функция есть применение вооружённого насилия. Как в деторождении - детородные органы есть структура, секс есть функция, кульминация, выброс генома, беременность и роды есть процесс, а дите есть один из результатов, для кого-то главный результат.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Проблема войны - это то, что она никогда не идёт так, как было спланировано. Наполеон думал одно, получилось другое. Гитлер планировал одно, вышло другое. Развитие войны по плану - это скорее исключение из правил, чем правило. Начинать войну - это всегда риск, всегда велика роль элементов удачи, всегда почти что сексуальный эйфорический экстаз в состоянии дофаминового или искусственного опьянения. Функция войны всегда одна - нести угрозу смерти и принимать смерть, а результат всегда непредсказуемый. Как в картах. Вспоминается фильм бондианы “Казино “Рояль”. У Лё Шиффра туз и шестерка, и победа в размере 115 миллионов долларов уже почти в кармане, но тут вскрывается Бонд с пиковыми пятеркой и семеркой, и докупает флеш-рояль и сгребает банк себе. Что это? А тут стечение элементов: умение играть (то есть помнить карты, считать, вычислять), умение блефовать (сам Сунь-цзы сказал, что война - это путь обмана), и стечение обстоятельств - большой куш на столе, случайный набор карт у игроков, воля к риску и воля к победе.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

Война - это процесс по получению промежуточных результатов для достижения главного результата, который тоже не всегда поддаётся чёткому определению. При этом прямые стратегии не всегда самые действенные и эффективные. Сунь-цзы сказал бы, что главное для военного деятеля - это постижение Дао, пути неба. То есть уловить волну складывающихся обстоятельств, постичь благоприятный момент и осуществить деяние недеянием. В осаде и взятии Тулона, сделавших Бонапарта Наполеоном, он, юный лейтенант-артиллерист, ткнул пальцем в карту в присутствии старших офицеров и сказал: “Тулон - здесь”. Его высмеяли, заметив, что Тулон в совсем другом месте. Только несколько умных человек поняли, что Наполеон имел в виду другое - место, куда надо поставить пушки, чтоб разрушить оборону противника. Так и сделали, и взяли Тулон за несколько часов, а до этого ковырялись много месяцев.

Наполеон предельно чётко и ясно описал принцип победы: “выявить слабое место противника и ударить встык”. Это настолько просто и ясно, что нуждается в пояснениях. Не всегда слабым местом является видимый участок, дескать, там мало укреплений, техники и личного состава противника, и тут-то вроде бы можно прорвать линию обороны. Но очевидное не всегда вероятное. По нынешним временам слабые места могут быть невидимыми: это могут быть панические настроения и нежелание воевать, плохое снабжение, усталость, неквалифицированное управление, плохая связь и раскоординированность. На войне редко бывает всё идеально. Только немецкий вермахт, по свидетельству ветерана-искусствоведа Николая Никулина, воевал безошибочно, что, впрочем, не спасло от поражения и капитуляции.

Мобилизация как фанфара Афины Паллады

А если нет или невидимы слабые места? Тогда надо использовать принципы мацерации и перколяции. Мацерация - это, по сути, размягчение и разжижение какого-либо продукта или предмета, а перколяция - это просачивание через всякие поры или образующиеся отверстия, а также насыщение какой-либо среды жидкостью.

Эти триединства диалектических противоположностей: структуры и функции, процесса и результата, мацерации и перколяции, надо, как сказал бы Сунь-цзы, понимать. И тогда с понимающим останется не только Сунь-цзы, но и сама Афина Паллада наденет на бронзовую голову победителя лавровый венок вечной воинской доблести и неувядающей славы. 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram