С марта 2022 года пишу статьи в "Аргументах недели" о российском смыслостроительстве в связи с СВО в Украине. В них я поднимал проблему мотивации армии и россиян к СВО. Анализировал недостатки и пути решения повышения мотивации.
Недавно прочитал статью Захара Прилепина о проблеме мобилизации россиян и о том, почему она невозможна. По сути своей, он поднимает проблему мотивации россиян к СВО и даёт свой вариант решения этой проблемы. По сути своей, он ратует за то, что методом манипуляции с использованием музыкального и кинематографического искусства, возможно решение проблемы мотивации к СВО и мобилизации. Хотя искусство - это сильный инструмент, но, увы, есть конкурирующие мотивы, которые могут затмить кино и песни. Есть иные формы экранного искусства и влияния, воспринимаемые в интернет-демократическом пространстве.
Вот что пишет Захар Прилепин:
«В России не то чтоб не нужна мобилизация. Может, и нужна. Просто пока невозможна. «Креативный класс» и «рассерженные горожане» согласны мириться с происходящим только в том случае, если мобилизации не будет. Если будет, тут начнётся такой гай, что Москва зашатается.
Однако исключать необходимость такой мобилизации мы не можем. Не сейчас, так через год мы можем к этому разговору вернуться.
И для того, чтоб эта потенциальная мобилизация не обвалила год спустя Москву и Россию, нам надо начинать хотя бы культурную, медийную мобилизацию.»
Захар Прилепин призывает к медийной мобилизации. И я не оспариваю актуальность этого, лишь поднимаю вопрос об эффективности. Предложенный Прилепиным способ решения проблемы усиления мотивации к мобилизации не учитывает сложности механизмов эффективного влияния кино и песни в современных информационных условиях и реальных фактах, которые сейчас происходят.
Сначала необходима эффективная и повышающая мотивацию россиян концепция смыслостроительства в связи с СВО. В результате каждый россиянин глубоко до своего сердца осознает смысл и смыслообразующие ценности СВО в Украине. И только на основании этой сильной концепции можно будет писать сильные сценарии для кинематографа и сочинять песни, в которых звучали бы идеи этой концепции.
Нужно помнить, что смыслы у субъектов формируются либо благодаря убеждению субъектов, либо манипулированию субъектами. Для этого, не только применяется искусство, но и иные инструменты влияния.
Чьи смыслы победят? Ответ прост: победят смыслы тех, кто имеет простые и убедительные смыслы. Ответ на вопрос: "Ради чего всё это?", должен быть простым и сильно-мотивирующим. Этот ответ должен быть сформирован, не благодаря манипуляции масс с помощью искусства, а благодаря глубокому убеждению масс с помощью различных инструментов влияния, в том числе благодаря искусству.
Над этим мощно работают Запад и Украина.
Услышал в одной телепрограмме, что на Западе уже появились антироссийские художественные фильмы об СВО. Это манипуляция методом искусства.
Россия должна как-то конкурировать с этим западным влиянием.
Увы! По влиянию западный кинематограф сильнее российского. Таким образом, необходимо искать иные инструменты влияния.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции