> Самые значимые российские фильмы, отмеченные мировой критикой - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Самые значимые российские фильмы, отмеченные мировой критикой

7 сентября 2022, 21:49 [«Аргументы Недели», Антон Дубровский ]

Российское кино принято постоянно сравнивать с советским (а иногда и мировым). Несмотря на то, что критики в его адрес можно найти немало, хороших фильмов можно найти достаточно. В этой публикации мы рассмотрим несколько отечественных картин, на которые обратили внимание во всем мире.

Россия.

Кино.

Режиссеры.

Критика.

«Жмурки» (Алексей Балабанов, 2005.)

Александр Прохоров, доцент кафедры русского языка Колледжа Вильгельма и Марии — государственного исследовательского университета в городе Уильямсберге (Виргиния, США) считает, что «Жмурки» — единственный фильм в фильмографии Балабанова, именуемый комедией. Друг Балабанова, советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Сергей Сельянов отмечает, что они ставили фильм как комический ретроспективный кадр «ревущих» 1990-х — эпохи зарождающегося капитализма в России. Свое видение российских бандитских войн 90-х режиссер представил в стиле черной юмористической пародии на гангстерские фильмы. Название «Жмурки» - игра слов, отсылающая, с одной стороны, к детской игре в прятки, а с другой - к сленгу («труп» или «жмурик»). Ссылаясь на детскую игру, режиссер проводит параллель с бандитскими войнами в постсоветской России и подчеркивает роль в них случая и везения совершенно независимых от меритократии (политической системы, в которой экономические блага и/или политическая власть передаются отдельным людям на основе таланта, усилий и достижений, а не богатства или социального класса) или любого другого социально законного способа получения прибыли. Подобно тому, как франко-швейцарский кинорежиссёр, кинокритик, актёр, сценарист, монтажёр и кинопродюсер, стоявший у истоков французской новой волны в кинематографе, Жан-Люк Годар посвятил дебютный полнометражный фильм «A Bout de Souffle» компании Monogram Pictures, (американская киностудия, которая производила, в основном, малобюджетные фильмы в период с 1931 по 1953 год) Балабанов сделал к картине посвящение: «Тем, кто пережил девяностые», то есть счастливчикам, выигравшим игру смерти».

«Солнце» (реж. Александр Сокуров, 2005.)

«Солнце» — фильм Александра Сокурова, вышедший в прокат в России в 2005 году. Он был третьим фильмом в тетралогии «Молох» — «Телец» — «Солнце» — «Фауст».

 Время действия фильма можно кратко задать так: «Солнце садится в Токио в последние месяцы «божественности» императора Хирохито (от капитуляции Японии 15 августа 1945 года до встречи Хирохито с генералом Дугласом Макартуром 27 сентября 1945 года) и до отказа императора от своей божественности 1 января 1946». Дениз Дж. Янгблад, почетный профессор истории Университета Вермонта в городе Берлингтон (штат Вермонт. Вермонтский университет – пятый старейший университет в регионе Новая Англия) говорит: «У Сокурова эти почти 5 месяцев сжаты в 2 или 3 дня, когда Хирохито решает отречься от божественности сразу после ужина с Макартуром».

События, которые другие историки считают главными в этой истории, в основном не упоминаются, хотя Сокуров намекает на разрушения в Токио, вызванные «ковровыми бомбардировками» города союзниками, которые Хирохито видит (очевидно, впервые), когда его везут на встречу с Макартуром.

В отличие от «Молоха» и «Тельца», в которых главные герои проживают 1 день без происшествий, «Солнце» предлагает зрителям простое повествование. Хирохито с недоверием выслушивает мрачные прогнозы министров своего кабинета о войне. Он дважды встречается с Макартуром и решает подчиниться воле победившего врага, «уйдя в отставку» как бог. Ничего из этого, кажется, не особо смущает Хирохито. Именно так подает его образ Сокуров.

«Груз 200» (реж. Алексей Балабанов, 2007.)

 «Груз 200» – фильм 2007 года режиссёра и сценариста Алексея Балабанова о жестоких нравах провинциального города на закате советской эпохи. Действие происходит во время кульминации советско–афганской войны в 1984 году. Если не соглашаться с тем, что это был лучший российский фильм 2007 года, то «Груз 200» Балабанова, безусловно, был самым спорным.

При его первом публичном показе, на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи в 2007 году, критики разделились, по словам американского писателя, сценариста, кино- и телепродюсера Сета Грэма, «по вопросу о том, является ли это шедевром зрелого виртуоза или безответственным актом целлулоидного хулиганства». Фильм настолько тяжел, что для многих зрителей психологическое напряжение, жестокие сексуальные сцены и нарастающее чувство безысходности, клаустрофобии и безнадежности делают почти невозможным досмотреть его до конца. Тем не менее, для тех, кто смог переварить его насилие, извращенность и патологии, «Груз 200», вероятно, является самым значительным достижением Балабанова: визуально яркий и эмоционально сильный фильм, который обращается к советскому прошлому, а также к постсоветской действительности», - считает Энтони Анемон, профессор иностранных языков и литературы The New School- частного некоммерческого вуза США, входящего в лучшие 5% университетов мира.

Хотя российский кинематограф конца 1980-х и 1990-х годов спекулировал на изображении ужасов советской и постсоветской жизни, в последующие десятилетия такие фильмы стали чрезвычайно редки.

Опираясь на традицию так называемых фильмов-чернух, Балабанов создал своего рода советскую готику, отображающую шокирующий и сокрушительный взгляд на советскую жизнь, который гарантировал ужас всем, кроме самых пресыщенных кинозрителей. В фильме советское общество где-то 1984 года представлено в виде ядовитых обломков индустриальной цивилизации, оказывающейся на грани краха из-за вороха своих пороков: бессмысленной внешней войны, запуганного и инфантильного населения, коррумпированной полиции, безудержного алкоголизма, гериатрического и оторванного от реальности правительства, мрачной и лицемерной массовой культуры, высокомерной и циничной интеллигенции, нигилистического молодого поколения и душераздирающей безысходности повседневной жизни для масс.

 «Стиляги» (реж. Валерий Тодоровский, 2008 г.)

 Фильм «Стиляги» оказал влияние на 3 области российской кинематографической культуры: возрождение жанра в киноиндустрии, споры о советском прошлом и жизнеспособность социального сообщения с современным отзвуком.

Действие фильма происходит в 1955–1956 годах, в сложное время смерти Сталина и секретной речи Хрущева на ХХ съезде партии. Фильм рассказывает о группе любителей джаза во главе с Фредом (Федя), сыном советского дипломата, которые подражают тому, что они считают американским феноменом. В основе сюжета — история простого советского парня, который нашёл среди этой группы друзей и любовь. Жанр картины - мюзикл.

Особенность фильма - музыкальная составляющая из хитов «русского рока» в джазовой и рок-н-ролльной обработке. В фильме также много танцевальных номеров. Кроме чисто развлекательной функции, картина поднимает проблемные и даже мировоззренческие вопросы.

Римгайла Салис, почетный профессор русистики Колорадского университета в Боулдере - государственного высшего учебного заведения в США, который находится на 200 строчке в мировом рейтинге вузов, считает: «На сегодняшний день «Стиляги» — единственный постсоветский музыкальный фильм — смелая попытка вернуть мейнстримовый жанр в кинематографическую массовую культуру.»

На фоне патриотических блокбастеров и упрощенных комедий с участием медийных личностей Тодоровский представил свой мюзикл как сознательный выбор третьего пути: «Каждый режиссер должен хотя бы раз в жизни сделать фильм доступным для всех без исключения.»

Как визуальное и слуховое поверхностное явление (яркая одежда, джазовая песня и танцевальная музыка) стиляги стали, по сути, идеальными сюжетами для музыкального фильма.

«Елена» (реж. Андрей Звягинцев, 2011.)

Джулиан Граффи, почетный профессор русской литературы и кино Университетского колледжа Лондона об этом фильме выразился так: «В своем третьем полнометражном фильме «Елена» (2011) Звягинцев… исследует внутренний мир сложной женщины (Елена и жена, и мать, и няня, и убийца), и фильм сохраняет ранние черты широкого символизма и интеллектуальной строгости. Но, поместив действие фильма в двух контрастных квартирах в современной Москве и вторгшись в пространство как визуально, так и на слух постоянно болтающими телевизорами, он добавляет своей работе новую социальную специфику».

«Как и во многих фильмах Звягинцева, Елена сосредоточена на главном для нее - на проблемах семьи и отцовства.

В отличие от других его фильмов режиссера, в нем основное внимание уделяется женщине, матери, бабушке и жене. Название фильма — это имя главного героя и, таким образом, отклонение от тенденции Звягинцева называть свои фильмы более абстрактно и символично: «Возвращение», «Изгнание», «Левиафан» или «Нелюбовь».

Главная героиня, Елена, бывшая медсестра, живет со своим состоятельным стареющим мужем Владимиром в роскошной квартире в элитном районе в центре Москвы. (Вспомните Верхний Ист-Сайд на Манхэттене.) Мужа и жену объединяет прагматичная договоренность: она наслаждается комфортом образа жизни высшего среднего класса в обмен на готовку, уборку, уход и, при необходимости, делит постель с Владимиром. Когда пара садится завтракать, сразу становится ясно, что их упорядоченный семейный распорядок носит поверхностный характер; в основе - старый спор о двух вечных вещах: семье и деньгах. И сын Елены, и дочь Владимира впервые появляются в этом разговоре, и взгляды, которыми обмениваются Елена и Владимир, выдают взаимное разочарование. Елена Прохорова, доцент кафедры русского языка Колледжа Уильяма и Мари так рассказывает о сути фильма: «Как и в других фильмах Звягинцева, эта вступительная сцена уже содержит все вопросы (и, возможно, ответы), лежащие в основе повествования: кого именно считать «семьей»? Какие обязательства, если таковые имеются, у нас есть по отношению к тем «другим», которых мы не считаем «своими»? И как мы ожидаем, что с нами будут обращаться те, кого мы отвергаем?»

«Орда» (реж. Андрей Прошкин, 2012.)

Том Робертс, доцент кафедры российских, восточноевропейских и евразийских исследований Смит-колледжа - частного женского гуманитарного колледжа штата Массачусетс, который входит в число 20 лучших гуманитарных колледжей США, считает, что «фильмы Прошкина сочетают в себе напряженные сюжеты с медитативным визуальным стилем для исследования философских вопросов, сохраняя при этом неопределенность смысла». «Орда» иллюстрирует этот прием, обрамляя политический и исторический комментарий в виде блокбастерного эпоса. Фильм представляет собой вымышленный рассказ о легендарном эпизоде монгольской оккупации средневековой России, когда в 1357 году из Москвы был вызван русский православный митрополит Алексий, чтобы вылечить слепоту Тайдулы-хатун, матери золотоордынского хана Джанибека. Сообщается, что исторический Алексий (ок. 1296–1378) преуспел в своем поручении. Он был канонизирован в 15 веке и прославлен как чудотворец в Русской Православной Церкви. В то время как «Орда» изображает Алексия в качестве героя, портрет святого у режиссёра как бы балансирует между русской церковью и государством — несмотря на роль митрополита, согласно историческим источникам, сыгравшего большую роль в утверждении авторитета обоих институтов.

«Рассказы» (реж. Михаил Сегал, 2012.)

Когда «Короткие истории» вышли на экраны, они были восприняты преимущественно как остроумная, хорошо поставленная комедия абсурда и принесли Михаилу Сегалу репутацию ослепительного творца «(см)арт-мейнстрима», одного из тех редких талантов, чьи работы столь же увлекательны для студенческой аудитории и для искушенного зрителя, способного обнаружить его карнавальные мотивы и дискурсивный анализ структуры власти.

Михаил Сегал дал своему фильму простое, но в то же время провокационное название, предложив повествовательный текст уже обозначенным в названии. Раскрывать сюжет коротких рассказов по большому счету бессмысленно. Повествование здесь нелинейно, а текст — это история, которую можно рассказать по-разному. Из этой интерпретации непрерывного процесса, в котором автор и герой постоянно меняются местами, проистекает и динамика, и энергия фильма. Фильм, по сути, «вырастает» из мусорной корзины, куда выбрасывается рассказ, отвергнутый как рукопись неизвестного автора, лишенная актуальности.

Количество призов и наград за «Короткие рассказы» выглядит внушительно, но состоит, в основном, из похвал критиков и Гран-при всего лишь второстепенного рейтингового фестиваля, если не считать Кинотавр.

Многие критики связывали антологическую структуру «Коротких Рассказов», состоящую из 4-х «новелл», с предыдущим опытом режиссера в производстве музыкальных клипов, утверждая, что фильм наследует пресловутое «клиповое сознание». Марк Липовецкий, профессор русистики Колорадского университета в Боулдере с этим не согласен: «Я хотел бы возразить, что Сигал мастерски подражает фрагментарной структуре как одному из ключевых оправданий своей художественной логики, одновременно незаметно распутывая свое видение в единую связную нить - от первого эпизода фильма до его последнего. Сегал представляет свою фрагментарную композицию как замену «большой и тотальной форме», о которой в повествовании фильма вслух мечтает главный редактор издательства, отвергая книгу титульных рассказов молодого автора».

«Легенда № 17» (реж. Николай Лебедев, 2013)

«Легенда №17» признана самым популярным российским фильмом за последние 15 лет ведущим интернет-порталом «Кинопоиск». Это захватывающая спортивная драма, но, как и многие фильмы о спорте, смысл фильма гораздо глубже. Это биографический фильм стоимостью 10 миллионов евро об одном из величайших хоккеистов СССР - Валерии Харламове. Это история о суперзвезде и его отношениях с неортодоксальным тренером - спортивная драма, основанная на реальных событиях, многие из которых были запечатлены на пленку и легко вспоминаются любителями хоккея. Это патриотический фильм, который вызывает у зрителей эмоции в поддержку национальной сборной. В то же время повествование критикует системную коррупцию в советском спорте. Фильм исследует контекст моральной дилеммы противопоставления лучших в мире игроков-любителей против закаленных профессионалов. Кульминация действия - первая игра легендарной Советской серии саммитов 1972 года с канадскими звездами НХЛ. Построенный как хронологический биографический фильм, фильм драматизирует жизнь Харламова, начиная с его плодотворного детства в Испании во время забега быков и заканчивая его восхождением по карьерной лестнице в советском хоккее. Грег Долгополов, старший преподаватель киноведения (Университет Нового Южного Уэльса, Сидней) говорит: «Прослеживая проверенные формулы спортивного байопика, «Легенда № 17» подчеркивает семейные отношения Харламова, ориентированные на женщин, его верную мужскую дружбу, но, что наиболее важно, его сложные отношения с волшебным и харизматичным супертренером советской сборной Анатолием Тарасовым».

«Трудно быть Богом» (реж. Алексей Герман, 2013)

«Трудно быть Богом» — самый важный российский фильм 21 века и последнее завещание Алексея Германа, считающегося величайшим русским режиссером после Андрея Тарковского. Это крепкий орешек - он не только интригует, восхищает, но и раздражает. Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство Кино» — журнала о кино, который издается с января 1931 года и остается одним из старейших в мире периодических изданий о кино, говорит: «Фильм оставит вас не только с мыслями и чувствами, но, возможно, и с головной болью. Смотреть его может быть мучительно, но вы можете под его влиянием навсегда измениться, хотя для этого вам нужно будет посмотреть фильм более одного раза. Это тот путь, который позволит вам пережить знакомство с этим фильмом и уйти после просмотра удовлетворенным».

«Рай» (реж. Андрей Кончаловский, 2016).

Действие в фильме происходит во время Второй мировой войны. «Рай» рассказывает о судьбе Ольги Каменской, русской аристократки-эмигрантки и участницы французского Сопротивления - от ее ареста в Париже за укрывательство еврейских детей от коллаборационистской французской полиции осенью 1942 года до ее смерти в газовых камерах в Освенциме в январе 1945 года. Несмотря на беспокойство по поводу того, можно или нельзя представить Холокост визуально, фильмы о Холокосте существовали с того самого периода, когда разворачивались его основные события, когда нацисты использовали кино, чтобы унизить своих жертв и освободителей. С тех пор кино стало важным элементом в изображении и увековечивании памяти о Холокосте, что привело к формированию жанра кино о Холокосте со своим собственным каноном и эстетическими нормами. По мнению Джереми Хикса, профессора русской культуры и кино Лондонского университета королевы Марии «Рай» Кончаловского — сознательная полемика с этим жанром и вклад в него. Однако это жанр не совсем русский, а скорее более значимый в Европе, Израиле и США».

Не каждый из нас располагает достаточным количеством времени, чтобы самостоятельно отслеживать все шедевры российского кинематографа. Пусть мнение мировых киноэкспертов поможет в выборе фильма, который затронет Вашу душу и сердце.

В публикации частично использованы материалы Academic Studies Press.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте