Все знают, что товарищ Сталин просто обожал русских писателей и всячески им покровительствовал. Только в этом деле была одна загвоздка. Писатели должны были быть покорными, но при этом не чувствовать себя униженными и оскорблёнными. В своей любви к литературе Сталин нередко напоминал древних восточных монархов. Если вспомнить тот же Китай или Юго-Восточную Азию, то там поэзия и проза тоже были «у руля». Но с этим было далеко не всё так просто. Отечественный эксперт Леонид Радзиховский написал целую статью на тему взаимодействия писателей и представителей высших эшелонов СССР.
В целом товарищ Сталин и сам занимался творчеством: литературой, искусством. И делал он это куда больше, чем все другие российские руководители. По мнению господина Радзиховского, отчасти причиной этого было желание Хозяина государства влезать во все мелочи, не доверяя приказчикам. Однако было и ещё кое-что. Для Сталина литература была любимым «кустиком». Казалось бы, в СССР достаточно разных инстанций. Есть соответствующие отделы ЦК, есть Минкульт, Гостелерадио или подразделения КГБ. В конце концов, есть творческие союзы. А у Генсека забота всегда хватает. Но у Сталина были иные приоритеты.
Радзиховский отмечает достаточное количество писем от писателей, направленных самому «отцу народов». Этот достаточно «бурный поток» тёк ещё начиная с середины 20-х годов, когда Сталина не так хорошо знали. Ещё больше поражают ответы самого вождя. Совсем не всё летело в мусорное ведро и не всё оборачивалось отписками. Бывало, что Сталин весьма подробно на многих страницах отвечал Демьяну Бедному, спорил, доказывал, убеждал. Общался немало с Билль-Белоцерковским, много раз принимал Авербаха, Киршона. Отдельного внимания стоит его переписка с Горьким. Эксперт отмечает, что создаётся впечатление отчётности Сталина перед неким большим начальником. Отчётность перед начальником и Сталин, а эти понятия фактически несовместимые.
Правда здесь задаётся вопрос о характере товарища Сталина. Понимали ли его писатели, которые с ним общались и всячески взаимодействовали? Господин Радзиховский называет «отца народов» тонким эстетом. Без сомнения, это было так. Но здесь играет роль и ещё кое-что под названием «культ личности». И что, как не литература, играла важную роль в распространении этого культа? Писатели и литераторы считались умами советского народа, а значит, эти умы и должно было использовать по назначению. Сталину был нужен образ Непостижимого и Непознаваемого. Он ведь считал себя, ни много ни мало, Богом. А ведь в «богостроительстве», как отмечает эксперт, без писательства – абсолютно невозможно.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции