Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Мнение 13+

Топ 10 самых известных русских спектаклей и где их посмотреть в Москве и Санкт-Петербурге

, 15:16 , Журналист

Топ 10 самых известных русских спектаклей и где их посмотреть в Москве и Санкт-Петербурге

Вы любите театр? Если да, то Вам будет интересен топ 10 самых известных русских спектаклей, которые ставились на сцене. А если Вы равнодушны к театру, то, может быть, эта публикация разбудит в Вас интерес к нему.

Самые известные русские авторы писали не только объемные романы, но и пьесы для театра. Многие из них актуальны и сегодня.

Первые пьесы для русского театра были написаны во 2-ой половине 18 века.

Недоросль.

Горе от ума.

Ревизор.

Маскарад.

Женитьба.

Гроза.

Плоды просвещения.

Дядя Ваня.

Вишневый сад.

Васса Железнова.

Д. Фонвизин «Недоросль».

Комедия написана в 1781 году. «Недоросль» в 18 веке - молодой дворянин, не получивший письменное удостоверение об образовании от учителя. Их не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Герои комедии - чиновники, дворяне, крепостники, слуги, учителя. Главные персонажи: недоросль Митрофан и его мать, барыня-крепостница 18 века — госпожа Простакова. Она не занимается воспитанием и образованием сына, но соответствует модным условностям общества. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится; не хочу учиться — хочу жениться», - крылатые фразы пьесы. Имена персонажей пьесы Митрофанушки, Простаковой и Вральмана стали нарицательными.

«Недоросля» сначала отказались ставить в Петербурге, затем в Москве - испугались смелости многих реплик.

Только 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский театр), а 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Сегодня комедию можно увидеть в Москве: в Малом театре, на сцене Москонцерта, Театра на Покровке, Театра у Никитских ворот.

В Санкт-Петербурге пьеса представлена в ДК Выборгский (малый зал), Филармонии для детей и молодёжи, Аничковом Дворце (ТКК "Карнавал"), на площадке ДК Ленсовета.

А. Грибоедов «Горе от ума».

Комедия в стихах Александра Грибоедова «Горе от ума» - одна из главных пьес театрального репертуара России, написанная в 1825 году. Все события происходят в пространстве одного дня и в одном доме и вращаются вокруг одной истории любви. Действие происходит через 10 лет после войны 1812 года. В комедии описывается светское общество времён крепостного права 1808—1824 годов.

Впервые, со значительными сокращениями, она была опубликована после смерти автора, в 1833 году.

В комедии молодой дворянин Александр Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую не видел 3 года с решением жениться на ней. Но Софья влюбилась в другого - молодого секретаря отца, Алексея Молчалина, который только притворяется, что любит её. Чацкий в Молчалине видит только «жалчайшее создание», недостойное любви Софьи и презирает Молчалина за старание угодить каждому и чинопочитание.

Чацкий в своих монологах обличает московское общество в лице отца Софьи - Павла Фамусова. Его объявляют сумасшедшим. Он публично упрекает сплетников и покидает Москву в карете.

«Горе от ума» — один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми (59 цитат).

В журнале «Русский репортёр» (2015 г), комедия заняла 27-е место в топе 100 самых популярных в России стихотворных строк из русской и мировой классики.

В 1827 году офицерским театром в Сардарском дворце (г. Эривань) осуществлена 1-ая постановка комедии. Она была единственной, на которой присутствовал Грибоедов.

26 января 1831 прошла 1-ая полная постановка в Александринском театре, Санкт-Петербург.

27 ноября 1831 — премьера в Москве на сцене Большого театра.

Для театров вне Москвы и Петербурга пьеса официально была запрещена до 1863 года.

Сегодня в Москве пьеса идет в Малом театре, в Театре им. Моссовета, в Московском театре Современник, и во многих других.

В Санкт - Петербурге - во Дворце Белосельских-Белозерских, театре на Васильевском, Александрийском театре.

Н. Гоголь «Ревизор».

«Ревизор» Николая Гоголя до сих пор считается главной комедией русского театра. Тема - пороки общества, чиновничество и его бездеятельность, лицемерие, духовная бедность, общечеловеческая глупость. Это история мелкого чиновника. Его принимают за важного государственного инспектора потому что он приехал в провинцию из столицы.

«Ревизор» — комедия в 5 действиях. Год написания - 1835, но окончательная редакция была сделана в 1842 году.

Особенность комедии в том, что в комедии «Ревизор», фактически, нет положительных героев.

Премьеры состоялись 19 апреля 1836 года в Санкт-Петербурге, в Александринском театре и 25 мая 1836 года в Москве, в Малом театре.

Пьесу «Ревизор» идет в Москве на сценах Малого театра, театра на Малой Бронной, театра на Покровке, театра им. А.С. Пушкина, Малого театра и других.

В Санкт-Петербурге – на сценах Театра имени Ленсовета, Театра Эстрады, Александринского театра, театра "Суббота".

М. Лермонтов «Маскарад».

«Маскарад» Михаила Лермонтова - единственная пьеса, написанная им в 1835 году именно для сцены. Она так и не была поставлена при жизни автора. Это драма в 4-х действиях, в стихах. Главный герой -дворянин Евгений Арбенин с мятежным духом и умом. Лермонтов, мечтал увидеть пьесу на сцене, представил её в цензуру шефу жандармов Бенкендорфу, но он не пропустил пьесу из-за «слишком резких страстей». При жизни Лермонтова пьеса даже не печаталась. Впервые она опубликована с многочисленными купюрами в 1842 г. в издании «Стихотворения М. Лермонтова»

Пьеса повествует о петербургском обществе 1830-х годов

«Маскарад» полностью в 1-ый раз был поставлен 13 (25) января 1864 года на сцене Александринского театра, В Санкт-Петербурге. Но только в 1917 году, в том же театре, в постановке В. Э. Мейерхольда, который работал над ней 7 лет, пьеса получила свою жизнь.

Московский театр имени Вахтангова поставил «Маскарад» в 1941 году, к 100-ю со дня смерти Лермонтова.

Сегодня в Москве спектакль «Маскарад» продолжает идти в театре имени Вахтангова и в Малом театре.

В Санкт-Петербурге - в Государственном Пушкинском театральном центре, театре Мастерская, Александринском театре, театре Пушкинская школа.

Н. Гоголь «Женитьба».

«Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях» — пьеса Николая Васильевича Гоголя. Написана в 1833—1835 годах, опубликована в 1842 году. Комедия не теряет своей актуальности и сегодня. В ней рассказывается о неудачных попытках женитьбы пожилого государственного служащего. Он предлагает руку и сердце немолодой невесте, которая пытается выбрать из нескольких женихов. Как цитату, часто используют фразу из пьесы: «Если бы сложить губы Никанора Ивановича с носом Ивана Кузьмича и примешать немного легкомыслия Балтазара Балтазаровича…»

Премьера состоялась 9 декабря 1842 года в Санкт - Петербурге в Александринском театре и 5 февраля 1843 года - в Москве, в Малом театре. Оба спектакля не имели успеха. Критики считают, что «Женитьба» опережала своё время.

В Москве сегодня спектакль идет в театре имени Владимира Маяковского, театре Ленком, театре Модерн, Малом театре и других.

В Санкт–Петербурге - в театре на Васильевском, театре им. Ленсовета, Санкт-Петербургском государственном Молодежном театре на Фонтанке.

А. Островский «Гроза».

«Гроза» - пьеса Александра Островского в 5-ти действиях (1859 г). События происходят летом, в вымышленном городе Калинове на Волге. Между 3-им и 4-ым действиями пьесы проходит 10 дней. Это трагедия о любви и доверии. В конце пьесы героиня Катерина бросается со скалы в Волгу.

Премьера состоялась в Москве, в Малом театре 16 ноября 1859, а в Санкт - Петербурге - 2 декабря 1859 в Александринском театре.

В Москве сегодня спектакль идет в классическом театре «Единство», театре им. Вахтангова, МХАТе, театре Наций и в других театрах.

В Санкт-Петербурге – в Александринском театре, театре на Васильевском.

Л. Толстой «Плоды просвещения».

Пьеса Льва Толстого «Плоды просвещения» - комедия в 4-х действиях, написанная им в 1890 году для домашнего спектакля.

В 1891 году Станиславский выпустил этот спектакль в Московском обществе искусства и литературы. Он рассказывал, что ему хотелось представить зрителю «3 этажа пьесы: бар, мужиков и прислугу, и притом всех их — не театральных, но реальных». В сентябре 1891 года премьерный показ «Плодов просвещения» прошёл на сцене Александринского театра.

В декабре 1891 года «Плоды просвещения» представила зрителям труппа Малого театра.

В пьесе «Плоды просвещения» автор описывает увлеченность русских аристократов спиритическими сеансами. По мнению критиков, его внимание сосредоточено, прежде всего, на «сопоставлении людей разного общественного положения». Интрига строится вокруг земельного вопроса.

В Москве пьесу представляют Театр имени Маяковского, а в Санкт-Петербурге - театр «Мастерская» и Санкт-Петербургский театр Русская Антреприза.

А. Чехов «Дядя Ваня».

«Дядя Ваня» — пьеса А. П. Чехова с подзаголовком «Сцены из деревенской жизни в 4-х действиях». Окончательно завершена в 1896 году.

Пьеса - о непростой жизни и внутренней боли незаметного, уже немолодого, человека - дяди Вани. Его жизнь, как он считает, не сложилась. Работа не приносит ему радость и кажется бессмысленной. Сложно складываются и отношения внутри семьи. Пьеса актуальна во все времена.

Премьера состоялась в 1897 году в Ростове-на-Дону труппой Товарищества.

В 1899 году — в Московском Художественном театре, и только в 1909 — в Санкт- Петербургском Александринском театре.

Пьеса имеет большой список зарубежных постановок – от Чешского национального театра (1901 г) до Камерного театра в Тель - Авиве (2022).

Всего - более 15 постановок в театрах Европы и Америки.

Сегодня в Москве идет в театре имени Вахтангова, театре Наций, театре Моссовета, Московском Губернском театре, театре Советской Армии и многие других, а в Санкт-Петербурге – в театре им. Ленсовета, Александрийском театре и других.

А. Чехов «Вишневый сад».

«Вишнёвый сад» — комедия, по определению автора, в 4-х действиях Антона Павловича Чехова, написанная в 1903 году.

Премьера состоялась 17 января 1904 года в Московском художественном театре, в присутствии Чехова. Это одно из самых известных его произведений и русских пьес того времени. Поставлена на более 40 мировых сценах театров мира. Жизнь дворянский усадьбы, истории главных героев, их характеры и мысли, – все это продолжает обсуждаться на разных языках.

Авторское отношение к пьесе Чехов озвучил в одном из писем: «После лета должна быть зима, после молодости - старость, за счастьем - несчастье и наоборот; человек не может быть всю жизнь здоров и весел, его всегда ожидают потери, он не может уберечься от смерти, хотя бы был Александром Македонским, – и надо быть ко всему готовым и ко всему относиться как к неизбежно необходимому, как это ни грустно».

Критики считают: «Пьеса начинается как комедия, но в конце можно увидеть характерное для автора сочетание комического и трагического.»

В Москве пьеса идет в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, в театре имени Моссовета, Малом театре и многих других. В Санкт-Петербурге – в театре им. Ленсовета, в театре имени Андрея Миронова, Александринском театре и также во многих других.

М. Горький «Васса Железнова».

«Васса Железнова» — трагедия в 2-х актах Максима Горького. Она написана в 1910 году и переработана в 1935 году. Существует 2 варианта пьесы. Пьеса рассказывает о сложной судьбе героини — владелицы пароходной компании и о трагедии разрушения большой семьи. Горьким показано стремительное становление и такое же стремительное разрушение русского дореволюционного капитализма.

Премьера состоялась в 1936 году, в Москве, в Театре Красной Армии.

Сегодня в Москве идет в театре Моссовета, в МХАТ и в некоторых других театрах. В Санкт-Петербурге – в театре на Васильевском, Санкт-Петербургском театре Зазеркалье и также в некоторых других.

Когда в любом театре ставится новый спектакль, все желают ему постоянных аншлагов. Но далеко не все работы держатся на сцене больше нескольких сезонов. Выше представленные пьесы с блеском выдержали испытание, и отображение их сути через восприятия разных режиссеров в призме времени только повышает к ним интерес зрителей и позволяет переосмыслить их содержание по - новому.

В публикации частично использованы материалы Russia Beyond.

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram