Во всем мире с огромным уважением относятся к создателю новаторской актёрской системы, 1-ому народному артисту СССР (1936 г.), кавалеру ордена Ленина (1937 г.), почётному члену АН СССР Константину Сергеевичу Станиславскому (настоящая фамилия — Алексеев, даты жизни 5 (17) января 1863, Москва — 7 августа 1938, Москва).
Система Станиславского разработана этим русским театральным деятелем, педагогом, режиссёром и актёром в период с 1900 по 1910 год. Константином Сергеевичем создана теория сценического искусства, метода актёрской техники. В системе впервые решена проблема сознательного подхода к творческому процессу создания роли и показаны пути воплощения образа актёром. В основе системы - разделение актёрской игры на 3 составляющие: ремесло, представление и переживание. Цель - полная психологическая достоверность игры.
Идеи.
Система.
Учитель.
История.
Любовь.
Немирович-Данченко.
МХАТ.
Педагог и актер.
Наследие.
Идеи.
Идеи Константина Станиславского изменили лицо театра так же, как теория относительности Альберта Эйнштейна изменила понимание физики. Станиславский вписал свое имя в учебники истории как самый влиятельный театральный деятель современности и центральная фигура в мире актерского мастерства и драматического образования. Его теория уже на протяжении 100 лет популярна в России и в мире.
Театр был источником радости и восхищения для высокого, красивого и харизматичного Константина Станиславского. Он всю свою жизнь посвятил МХАТу, превращая интуитивное представление о том, каким должно быть искусство, в реальность. Станиславский был блестящим актером, предпочитавшим изображать объемных персонажей, претерпевающих серьезные трансформации. Собственную методику драматического обучения, широко известную как «система Станиславского», он, в основном, придумал для себя. Но его идеи быстро распространились по всему миру и стали основой так называемого актерского стиля «Метод».
Система.
Система, разрабатывалась в течение 4-х десятилетий. Это - попытка понять, как актер, независимо от того, что он делает на сцене, устал или нет, напуган или расстроен, может испытывать творческую радость «прямо здесь, прямо сейчас».
Система оказалась полезной для самых разных людей в различных практических целях в различных средах по всему миру.
Прежде всего, по Станиславскому, актер должен полностью поверить в «данные обстоятельства», в которых он оказывается в спектакле. Поэтому самая большая проблема состоит в том, чтобы научиться верить. Вера, фантазия и живое воображение — вот 3 столпа системы (которую Станиславский скромно назвал «моей так называемой системой»).
Учитель.
Станиславский был выдающимся педагогом. Среди его учеников были Евгений Вахтангов и Всеволод Мейерхольд. Актерские приемы и идеи оказали огромное влияние и на театр в США, благодаря распространению идей Станиславского американским актёром, кинорежиссёром, театральным деятелем, педагогом по актёрскому мастерству и учителем драмы Ли Страсбергом. Он считается отцом метода актерского мастерства в Америке. Страсберг использовал основные принципы Станиславского в знаменитой нью-йоркской Актерской студии - школе профессиональных актёров, театральных режиссёров и драматургов в Нью-Йорке (основана 5 октября 1947). Он работал в ней с Мэрилин Монро, Марлоном Брандо, Полом Ньюманом, Робертом Де Ниро и Аль Пачино и еще многими.
Работа Станиславского над его художественным и режиссерским опытом привели к пониманию сути актерского мастерства во всем мире.
Станиславский регулярно вел свои дневники и оставил в наследство более 12 новаторских книг о режиссерском и актерском мастерстве, развитии характера и саморефлексии. «Никогда не теряй себя на сцене. Всегда действуй от себя, как художник. Момент, когда вы теряете себя на сцене, знаменует собой отход от истинного исполнения своей роли и начало преувеличенно фальшивой игры. Поэтому, сколько бы вы ни разыгрывали, сколько бы ролей ни брали, вы никогда не должны позволять себе каких-либо исключений из правила использования собственных чувств. Нарушить это правило равносильно убийству человека, которого изображаешь, потому что ты лишаешь его трепещущей, живой, человеческой души, которая и есть настоящий источник жизни для роли», — писал он в своей книге «Актерская работа», полной практических советов для начинающих актеров.
«В театре я ненавижу театр», — сказал Станиславский, имея в виду фальшивую театральность и удары в грудь. «Нужно сжечь старые корабли и построить новые», — считал он. Станиславский изменил театр и был им изменен сам.
В 1888 году он основал «Общество искусства и литературы» с постоянной любительской труппой, которую финансировал сам. Это была его творческая учебная лаборатория в течение 10 лет, где шла работа над пластикой тела и голоса. Он доказал правоту своего подхода, блистая в комедийных и драматических ролях и получая похвалы от известных актеров.
Станиславский также овладел искусством режиссуры. Его режиссерский дебют состоялся в 1889 году. Он поставил пьесу Петра Гнедича «Горящие письма». Эта постановка была психологически сдержана. Актер, ставший режиссером, уделял особое внимание драматическим паузам и хореографическим движениям, которые говорили громче слов. Мастер мизансцены, новатор, Станиславский нашел несколько альтернативных способов подчеркнуть драматизм на сцене, дополняя свои постановки светом, звуком, ритмом и темпом.
История.
В 1885 году Константин Сергеевич взял псевдоним Станиславский. Это было данью уважения талантливому актеру-любителю по фамилии Марков, выступавшему под фамилией Станиславский. Сценический псевдоним был нужен, так как в какое-то время ему пришлось скрывать от семьи свою театральную деятельность. Родители были людьми непредубежденными, но до определенной степени. В то время актерское мастерство не считалось серьезной профессией.
Константин Станиславский происходил из честной и трудолюбивой купеческой семьи. Его прадеду, Семену Алексееву, было 34 года, когда он запустил в Москве производство золотых и серебряных нитей. Тонкая нить стала востребованной вещью во времена правления Екатерины Великой, когда представители правящей аристократии стали носить одежду, расшитую золотом и серебром. Благодаря фабрике золотых нитей Алексеева все, что блестело, действительно было золотом, особенно на царских приемах и балах, где дамские платья украшались золотом. Мужской парадный мундир украшали драгоценные нити, изготовленные на Алексеевской фабрике. Кроме того, нити украшали облачения священников. Компания Алексеева была очень успешной.
Владимир Алексеев, дедушка Константина, произвел фурор, когда унаследованная им фабрика золотых нитей стала 1-ой российской компанией, механизировавшей производство в 1870-х годах.
Сын должен был продолжать дело отца. Сергей Алексеев был уверен, что его любимый сын Константин займется семейным бизнесом. Станиславский попробовал это и какое-то время руководил Алексеевским заводом и оказался также талантливым бизнесменом. Например, ему удалось усовершенствовать швейную машину для натягивания нити. Станиславский даже ездил в Великобританию для получения патента на изобретение. Это помогло открыть новые горизонты для компании, увеличить доходы. Семья Алексеевых жертвовала деньги на строительство больниц, школ и музеев. После революции 1917 года их компании были национализированы.
Но руководство бизнесом отца было жертвой с его стороны - Константин Сергеевич не смог отложить театр на 2-ой план.
Любовь.
В 1888 году Станиславский познакомился со своей будущей женой, Марией Перевощиковой, подающей надежды молодой актрисой, выступавшей под сценическим псевдонимом «Лилина». Какое-то время ни Станиславский, ни Лилина не подозревали, что на самом деле влюблены друг в друга. «Мы узнали это от некоторых зрителей. Они сказали, что мы слишком естественно целовались в пьесе». Актеры поженились через год и родили троих детей. Их брак продлился 50 лет.
Немирович-Данченко.
Нарастающее недовольство состоянием русской сцены конца XIX века, ощущение того, что пора отделить подлинные традиции, связанные с самой природой актерского мастерства, от театральности и решимость «дать больше простора воображению и творчеству», подтолкнули Станиславского и его коллегу Владимира Немировича-Данченко объединить усилия, творческие цели и свои актерские труппы.
Знакомство с русским драматургом, режиссером и режиссером Владимиром Немировичем-Данченко стало, по сути, поворотным моментом для Станиславского.
Историческая встреча, состоявшаяся в Москве в 1897 году и продолжавшаяся 18 часов (в ресторане «Славянский базар»), привела к созданию «Московского Художественного Театра». «Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общественный театр и посвящаем свою жизнь этой высокой цели», — заявил Станиславский.
МХАТ.
Московский Художественный Театр открылся в 1898 году постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». В главной роли был ученик Немировича-Данченко Иван Москвин. Это был успех, но Станиславский остался недоволен игрой актеров. Он считал ее плоской, подражательной, лишенной искренних эмоций. Строгий и требовательный педагог, он призывал к достоверности на сцене, и, после многочасовых плодотворных репетиций, выносил актёрам свой знаменитый вердикт: «Я вам не верю!» Он призывал актеров сблизиться со своими персонажами, слиться с ними, обнажить их уязвимые места.
Первые несколько лет спектакли создавались совместно. Трудно было выделить «точную долю» вклада каждого из партнеров - Станиславского и Немировича-Данченко. В таких исторических драмах, как «Царь Федор Иоаннович» (1898 г.) или «Смерть Ивана Грозного» (1899 г.), Станиславский играл главную роль, а в «Юлии Цезаре» (1903 г.) Немирович-Данченко признавал, что он был учеником Станиславского. В начале своей работы они были как бы двумя равными сторонами правильного четырехугольника.
Именно Немирович-Данченко побудил Антона Чехова отдавать пьесы для МХАТ. После того, как чеховская «Чайка» с треском провалилась в Александринском театре в Санкт-Петербурге, Немирович-Данченко убедил Чехова дать зеленый свет постановке его пьесы в только что созданном МХАТ. Это стало началом новой эры в театре.
Станиславский позже говорил, что, работая над «Чайкой» в 1898 году, он еще не разобрался в новой драматической традиции, созданной Чеховым. Именно в постановках «Дяди Вани» (1899), «Трех сестер» (1901), «Вишневого сада» (1904) он нашел ключ к внутреннему миру автора.
Педагог и актер.
И все же между Станиславским и Немировичем-Данченко было соперничество. Плодотворность и конфликтность основателей МХАТ отразилась в работе над триумфальной постановкой Максима Горького «На дне» (1902).
Если поначалу и Константин, и Владимир удобно сидели за режиссерским столом, работая вместе над спектаклем, то после 1906 года дело пошло не так. «Теперь у каждого из нас был свой стол, своя пьеса, своя постановка. Это не было ни расхождением в основных принципах, ни разрывом, это было вполне закономерным явлением». Потому что, как писал Станиславский, каждый из них «хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра».
У русских есть страсть к спектаклям, которые трогают сердце, считал Станиславский: «Они больше наслаждаются драмами, где можно поплакать, пофилософствовать о жизни и выслушать несколько мудрых слов, чем задорными водевилями, которые опустошают душу».
Как актер, Станиславский блестяще сыграл Астрова в "Дяде Ване" Антона Чехова, Вершинина в "Трех сестрах", Гаева в "Вишневом саде", Сатина в "На дне" Максима Горького, Фамусова в "Горе от ума" Александра Грибоедова. И российские, и европейские критики были впечатлены этими ролями, но Станиславский не мог просто сидеть сложа руки и почивать на лаврах. Он никогда не переставал ставить перед собой новые цели.
Благодаря практикам дыхания и релаксации Станиславскому, ростом почти 6 футов 6 дюймов (198 см), удалось превратить свое тело в послушный инструмент, способный передать практически любые эмоции.
В начале 1920-х годов Московский Художественный театр гастролировал по Европе и Америке со Станиславским в качестве режиссера и главного актера. Но после того как в 1928 году Станиславский, в результате тяжелого сердечного приступа, попал в больницу, врачи запретили ему выступать на сцене. Неутомимый практик вернулся к работе только в 1929 году, сосредоточившись, в основном, на теоретических исследованиях и педагогической деятельности. Он отшлифовал свою «систему» и сосредоточился на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 года (Театр оперы Станиславского).
Наследие.
По своим максималистским требованиям Станиславский, вероятно, мог бы быть сравним с Федором Достоевским или Львом Толстым, которые оказали на него большое влияние. Толстой был великим образцом для подражания у ряда русских художников, которые пытались перенять его неповторимый и жизненный подход к смыслу жизни, честность и искренность.
Подобно врачу, постоянно проверяющему пульс больного, неутомимому Станиславскому приходилось снова и снова убеждаться, не становится ли его искусство самоцелью.
Он напоминал: «Ошибочно думать, что творческая свобода художника заключается в том, чтобы делать то, что он хочет. Это свобода мелкого тирана. Кто тогда свободнее всех? Тот, кто завоевал свою независимость, поскольку она всегда завоевывается, а не дается».
В публикации использованы некоторые материалы с портала Russia Beyond.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции