Советский Союз выпустил бесчисленное множество по-настоящему веселых комедий. Тем не менее, они почти не оказали влияния на Запад, который часто отдавал предпочтение более мрачным краскам советской жизни.
Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия: на их счету 70 фильмов, их комедии варьируются от меланхоличных портретов действительно харизматичных персонажей до умопомрачительных сатир и различных сумасбродных приключений, создавая нежную, но часто подрывную картину страны, полной парадоксов. И все же эти 3 титана русскоязычной комедии почти не известны за пределами бывшего Советского Союза.
Советский Союз.
Кино.
Комедии.
Запад.
История.
Серьезные советские драмы, возможно, и почитаются в кругах западных киноманов, но отечественные комедии почти полностью игнорируются. В сборник американской компании Criterion Collection, например, вошли запретные произведения Андрея Тарковского, Ларисы Шепитько и Алексея Германа, но ни одной комедии той же эпохи.
Даже режиссеры, получившие признание критиков на Западе, получают похвалу только за свои более мрачные фильмы. Возьмите Элема Климова. Несмотря на то, что он создал прототип американской комедии-драмы «Королевство полной луны» (2012) в своей бесконечно изобретательной, восхитительно наивной комедии о пионерлагерях «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), он гораздо более известен мрачным антивоенным эпосом «Иди и смотри» (1985), который также был отмечен компанией Criterion на Западе, и в настоящее время считается 2-ым величайшим фильмом всех времен по версии новозеландской социальной сети о кино Letterboxd. Конечно, можно утверждать, что относительный успех картины «Иди и смотри», по сравнению с другими работами Климова, заключается больше в содержании, чем в качестве.
Советские комедии сталкивались с различными проблемами за границей. Их распространением на Западе с 1940 по 1975 год занималась исключительно государственная фирма «Арткино», и многие их решения оставляли желать лучшего. Фильмы, которые сейчас считаются классикой, преподносились в комплекте с различными необязательными дополнениями. Как пример - картина «Карнавальная ночь» (1956) предлагалась вместе с короткометражным документальным фильмом об арктической экспедиции. Американские критики тоже не были благосклонны к советским комедиям. Роджер Гринспан из New York Times писал, что подборка русских комедий, подготовленных для Запада до прихода Леонида Брежнева, в том числе «Белое солнце пустыни» (1970) и «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), была «дестабилизирующе проста».
История этих фильмов интересна и в Советском Союзе. На фильмы Гайдая было продано 600 миллионов билетов, что сделало его самым популярным режиссером страны. Если бы он жил не в коммунистической стране, то даже небольшая часть таких продаж сделала бы его мультимиллионером уровня Джорджа Лукаса или Стивена Спилберга.
Даже сегодня советская комедия является неотъемлемой частью российской жизни. «Ирония судьбы» (1976), длящаяся более 4-х часов с рекламой, по-прежнему показывается на телевидении каждую новогоднюю ночь, а «Любовь и голуби» (1984) остается самым просматриваемым фильмом на YouTube-канале «Мосфильма» с более чем 61 миллионом просмотров.
Отчасти это несоответствие можно объяснить тем, что советские комедии просто не воспринимались серьезно на Западе. Поскольку их работа не подвергалась активной цензуре, на Западе сложилось мнение, что советские мастера комедии не были политическими режиссерами. Но часто, фактически, содержание комедий оказывалось столь же подрывным, как и у их коллег в драматических фильмах.
«Карнавальная Ночь» Рязанова показывает яркий праздник новогодней ночи, с подшучиванием над советской цензурой, а научно-фантастическое приключение Данелии «Кин-дза-дза!» (1984) использует абсурдизм для критики двусмысленности повседневного общества. Фильмы Гайдая менее тематически заострены, но их формальные, безумные аспекты, вызывающие в памяти максимализм американской классики, такой как «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963) и «Как украсть миллион» (1966), скрывают глубокую сатиру.
Можно сказать, что юмор комедий был просто потерян при переводе, но почему тогда стали популярны другие неанглоязычные фильмы, такие, как чешская сатирическая картина «Маргаритки» (1966), франко-итальянская комедия «Время развлечений» (1967) или югославский фильм «В.Р. Мистерии организма» (1971)? Такие организации, как The Criterion Collection, которые в настоящее время имеют дело с последствиями исключения работ чернокожих кинематографистов из своего каталога, могли бы сыграть здесь огромную роль, просто добавив свое общепризнанное влияние в процесс популяризации советских комедий в Западном мире.
Впрочем, стоит задаться вопросом, могут ли в этом играть роль наши собственные стереотипы и предубеждения. К сегодняшнему дню, на фестивалях современного кино, работы Андрея Звягинцев, немного напоминающие произведения Тарковского, фильм «Дылда» (2019) Кантемира Балагова и проект Ильи Хржановского «Дау» (2019), получили огромное число положительных откликов от критиков за мрачное отображение некоторых сторон современной российской жизни. В сочетании с весьма сексистскими американскими шпионскими фильмами, такими как «Красный воробей» (2018) Джеймса Ньютона Ховарда и «Анна» (2019) Люка Бессона, все это подпитывает вполне реальные стереотипы о том, какой Россия воспринимается извне: холодной, монохромной, лишенной любви; местом, где не хватает человеческого тепла.
Более динамичные российские фильмы, от политической сатиры «День выборов» (2007) Олега Фомина до магического реализма советского рок-мюзикла «Лето» (2018) Кирилла Серебренникова и гопнического роуд-муви (жанр «дорожного» кино – авт.) «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов» (2017) Александра Ханта, рисуют куда более детальную картину. Однако им пока не удается произвести фурор за пределами родной страны.
Пережитки холодной войны реальны, особенно сегодня, и, возможно, нам нужно глубже задуматься о том, почему только отображение грустной стороны российской жизни попадает в контекст разговоров о премии «Оскар» и в списки лучших картин за год. Канонизация огромного количества потрясающих комедий Советского Союза сделала бы больше, чем просто прославление артистов, которых слишком долго не замечали, — это во многом помогло бы перевернуть стереотипы и сместить в гораздо более содержательную сторону любой критический диалог о советском кино.
Отметим 10 главных советских комедий для каждого киномана.
10. «12 стульев» (1971).
Роман Ильфа и Петрова 1928 года «Двенадцать стульев» был дважды экранизирован в Советском Союзе - Леонидом Гайдаем в 1971 году и Марком Захаровым в 1976 году. Фильм Гайдая считается по-настоящему превосходной комедией.
История рассказывает о различных персонажах, в 1-ую очередь об Остапе Бендере. Они пытаются заполучить драгоценности, спрятанные в одном из 12-ти стульев.
Этот роман- сатирическое произведение. В нем очень точно исследуется период, в котором происходит действие, и, при этом, в нем много авантюрных элементов.
9. «Девчата» (1961).
«Девчата» — это черно-белая романтическая комедия-драма по одноименному роману, вышедшему ранее, в 1961 году. Исполнительница главной роли, Надежда Румянцева, получила особую похвалу за свою игру. Зарубежные газеты называли ее «Чарли Чаплин в юбке» и «русская Джульетта Мазина» (знаменитая итальянская актриса – авт.).
Действие происходит в далеком российском поселке зимой 1960-1961 годов. Энергичная и немного наивная 18-няя Тося приезжает туда работать, получив диплом кулинара. Теперь ей предстоит стать частью этого общества.
8. «Любовь и голуби» (1984).
«Любовь и голуби» — романтическая комедия, имевшая в свое время невероятный коммерческий успех. Сюжет основан на одноименной пьесе Владимира Гуркина, который также написал сценарий. Режиссер фильма - Владимир Меньшов. Он ранее поставил картину «Москва слезам не верит», получившую премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Действие происходит в деревне, где главный герой Василий Кузякин живет со своей семьей (женой, двумя дочерями и сыном). Однажды он получает травму на работе и отправляется на морской курорт, чтобы поправить здоровье. Там он знакомится с Раисой Захаровной, работающей в отделе кадров лесхоза, где трудится, и он сам. У них возникает роман, но Василий сожалеет об этом и хочет вернуться в свою семью.
7. «Служебный роман» (1977).
«Служебный роман» - комедийный фильм по пьесе «Сослуживцы» (сценарий Эльдара Рязанова (режиссера фильма) и Эмиля Брагинского). Он отличается комичным изображением рабочей рутины и обычной жизни того времени. События происходят в Москве осенью 1976 года. Анатолий Новосельцев — отец-одиночка с 2-мя сыновьями, работает в статистическом бюро. Пытаясь получить повышение и прибавку к зарплате, он начинает флиртовать со своей начальницей Людмилой Калугиной, строгой одинокой женщиной лет 30-ти.
6. «Джентльмены удачи» (1971).
«Джентльмены удачи» — это криминальная комедия, остающаяся одним из самых популярных советских фильмов. В фильме режиссера Александра Серого есть множество знаковых диалогов, разлетевшихся на крылатые фразы.
Главный герой Трошкин — добрый директор детского сада, внешне похожий на жестокого преступника по прозвищу Доцент. После того, как Доцент украл из археологической экспедиции шлем Александра Македонского и спрятал его, следователи вместо него отправляют в тюрьму Трошкина. Он должен узнать у сообщников Доцента, где спрятан шлем.
5. «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975).
«Ирония судьбы, или с легким паром!» — романтическая комедия для телевидения, которую также поставил Эльдар Рязанов. Фильм снят по мотивам пьесы Рязанова и Эмиля Брагинского 1971 года «Однажды под Новый год».
История начинается в Москве, где Женя Лукашин собирается встретить Новый Год со своей невестой Галей в их новой квартире. У него и его друзей есть традиция ходить в русскую баню в канун Нового Года. В итоге они так напиваются, что Женю, вместо его друга Павлика, по ошибке сажают в самолет, летящий в Ленинград. По прибытии он ловит такси и просит водителя отвезти его в московскую квартиру, адрес которой случайно совпадает с адресом ленинградской. Ключ, который он использует для двери, подходит, и он попадает внутрь. Вскоре появляется владелица квартиры и обнаруживает его там.
4. «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967).
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — комедия режиссера Леонида Гайдая. Знаменитое трио (Трус, Балбес, Бывалый) и Шурик — персонажи, часто появлявшиеся в культовых комедиях Гайдая.
В центре сюжета - похищение невесты, которое является традицией на Северном Кавказе. Шурик — студент, который отправляется на Кавказ, чтобы узнать о местных традициях и обычаях. Он заводит дружбу с молодой женщиной по имени Нина. В конце концов, он оказывается вовлеченным в заговор с целью похитить Нину в рамках той самой традиции похищения невесты.
3. «Бриллиантовая рука» (1968).
«Бриллиантовая рука» — это криминальная комедия Леонида Гайдая, основанная на реальной истории группы швейцарских контрабандистов, пытавшихся перевезти драгоценности в ортопедическом гипсе. Этот культовый фильм имел огромный коммерческий успех и высоко ценится и по сей день.
2. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965).
«Операция "Ы" и другие приключения Шурика» - это снова комедия Леонида Гайдая, состоящая из 3-х новелл. Новеллы связаны их центральным персонажем Шуриком, который позже появился и в других фильмах Гайдая («Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»).
В 1-ой новелле - «Напарник», Шурик работает на стройке и пытается подружиться со своим новым коллегой. Во 2-ой - «Дежавю», Шурик сдает экзамены в институте и заводит дружбу с симпатичной девушкой по имени Лида. В 3-ей новелле- «Операция «Ы»», рассказывается история культовой троицы, впервые появившаяся в короткометражных фильмах Леонида Гайдая «Самогонщики» и «Пёс Барбос и необычный кросс». Это Трус, Балбес и Бывалый. Они должны инсценировать ограбление местного склада, который неожиданно, вместо привычной старушки, охраняет Шурик.
1. «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
«Иван Васильевич меняет профессию — научно-фантастический комедийный фильм, вновь поставленный Леонидом Гайдаем. Фильм снят по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
Шурик, ныне инженер, живущий в Москве, изобретает машину времени. Он случайно отправляет Ивана Васильевича Буншу, своего управдома и тезку царя Ивана Грозного, и грабителя Георгия Милославского во времена правления Ивана Грозного в его палаты. А Ивана Грозного – в советскую Москву.
В общем, кто не видел эти замечательные советские фильмы – советуем посмотреть!
В публикации частично использованы материалы The Calvert Journal.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции