Жизнь за границей часто кажется сказкой, но, как правило, никто не знает, как там всё на самом деле. По словам очевидцев, в Германии, например, людям часто приходится сталкиваться с произволом властей. Глава Европейского информационного центра защиты прав человека Гарри Мурей рассказал нам историю одной семьи, у которой незаконно отобрали ребёнка. Правительство страны фактически держит маленькую девочку в заложниках. Почему оно так поступило? Что произошло? Рассказываем в материале все подробности.
В прошлом году за помощью к правозащитнику обратилась гражданка Литвы Луция Романовская. Свою историю женщина начала так: она вместе со своим супругом Иваном Новиковым давно мечтала о ребенке. Но никак не получалось родить ребенка. И в итоге пара решила обратиться в репродуктивную клинику. Во многих странах Европы суррогатное материнство запрещено на законодательном уровне, поэтому супружеская чета связалась с московскими специалистами. Луция – прекрасно говорит по-русски, а Иван Иванович вообще родом из Украины, так что проблем никаких не возникло.
Проходит время, и у пары появляется девочка по имени Сабина. Романовская и Новиков счастливы, ребенок получает литовский паспорт. Казалось бы, история должна закончиться, но нет.
Отец с Сабиной на пару дней уезжает в Германию, чтобы познакомить малыша со своими детьми от первого брака. И, как выяснилось, зря. Старшая дочь Новикова стала требовать деньги. Мол, ей с мужем они очень необходимы. Тем более, что Романовская – племянница бывшего посла Польши в СССР и кузина главы аппарата нынешнего президента Польши Дуда. Однако Иван Иванович в просьбе отказал. Старшая дочь решила проучить отца и написала заявление в полицию, якобы Новиков хочет продать ребёнка за 70 000 евро.
Правда это или нет – полиция не стала разбираться, и просто забрала Сабину, гражданку другой страны. Романовская тут же нанимает несколько адвокатов. Было пройдено всего две инстанции в ФРГ и на этом дело приостановили, а в Конституционный суд и ЕСПЧ специалисты обращаться категорически отказались. После этого Луция связалась с Европейским информационным центром защиты прав человека.
За это время сделано было немало: Романовская с сотрудниками центра писала депутатам, министрам иностранных дел и юстиции и даже – президенту Литвы. Но Вильнюс отказался забирать ребенка обратно, аргументировав тем, что у Германии свои правила, в которые он не будет вмешиваться. А то, что ребенок находится в руках немецкой соцопеки, имея литовский паспорт, это власть не взяла во внимание. Более того, Департамент полиции Литвы провёл расследование и заявил, что обвинения, выдвинутые против Романовской и Новикова, не соответствуют действительности. Так почему Сабину не вернут родителям?
Шли бесконечные суды. В итоге на одном из заседаний сообщили: ребенка отдадим, но настоящей матери, биологической. Можно было бы сказать, что проблема решена, но и тут появилась загвоздка. Екатерина Лушникова, суррогатная мама решила, что может нажиться на чужом горе и запросила у Романовской очень крупную сумму. К слову, Луция изначально хотела финансово «поблагодарить» женщину за помощь, но получить в ответ грубость и шантаж она явно не ожидала.
В конечном счёте, пара намерена поступить так: адвокаты и правозащитники, которые не готовы смирится с правовым беспределом немецких властей, и совершенно анархическими настроениями литовских чиновников, готовят срочную жалобу в Европейскую комиссию.
Что будет дальше – покажет время. Правозащитник Гарри Мурей признаётся: с такими историями он сталкивается, к сожалению, очень часто. Более того, юрист уверен: власти намеренно тянут время. Согласно конвенции о правах ребёнка, если малыш в течение 3 лет находится в одном месте (соцопека или детдом), то его нельзя оттуда забирать. Ведь это может нанести ему моральную травму.
Однако Новиков и Романовская не сдаются. Они продолжают делать всё возможное, чтобы вернуть Сабину на Родину, в Литовскую Республику.
Глава Европейского информационного центра защиты прав человека Гарри Мурей прокомментировал ситуацию так:
«Со своей стороны мы не просто возмущены, а шокированы уровнем цинизма, некомпетентности и самое главное – безразличием литовских властей по отношению к судьбе их собственного гражданина. Ребенок два года находится в заложниках у немецких властей, а президент Литвы, министерства иностранных дел, юстиции, социальной защиты и труда, а также другие ведомства не предприняли никаких мер, чтобы вернуть Сабину на родину. Мы говорим им о декларации по правам защиты детей, европейской конвенции, пакте о социальных правах, но всё это игнорируется. Более того, правительство Литвы не занимается ни внутренними, ни социальными проблемами страны. Там самая высокая инфляция, в открытую происходит дискриминация меньшинств: польское, к которому относится Романовская, русскоязычное, еврейское и другие. Местные власти так борются за национальную культуру, распространение литовского языка, но на деле всё иначе. Почему к Сабине в соцопеку не пришел ни один сотрудник посольства, чтобы ребенок начал общаться на родном языке, изучать его? Это же гражданин их страны!
Чиновники не сделали никаких ярких шагов, чтобы спасти девочку. У нас есть документы и переписки, чтобы это подтвердить. К примеру, директор государственной службы защиты прав ребенка и усыновления при министерстве защиты и труда на протяжении двух лет прикрывала бездеятельность своих сотрудников. Она и её подчиненные просто делают отписки, ведут себя невежественно и творят всё возможное, чтобы ребенок по итогу навсегда остался за рубежом. А таких историй, как у Романовской, очень много. Были случаи в Великобритании, Норвегии, Ирландии. Если дело касается коренных жителей, Литва ещё проявляет какой-либо интерес, в остальных случаях она ничего не делала. Есть ощущение, что литовская власть находится в сговоре с немецкой, чтобы потянуть время и не отдать ребенка законным родителям. Мы общались с адвокатами, все попытки ускорить любые процедуры были обречены на провал. Сейчас мы готовим два судебных иска, пишем жалобу в европейскую комиссию на противоправные действия Литвы. И, напоследок, хотели бы попросить российскую сторону вмешаться в ситуацию и помочь Романовской вернуть её ребенка».
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции