> Парящие в небесах: станет ли Россия снова родиной «летающих слонов?» - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Парящие в небесах: станет ли Россия снова родиной «летающих слонов?»

9 июня 2022, 07:54 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]

Недавно в ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» состоялось дискуссионное совещание по спасению экипажей при аварийных запусках космических кораблей с нового российского космодрома Дальневосточный с использованием флота транспортных дирижаблей.

На совещании присутствовали начальник ЦПК Павел Власов, доктор технических наук Александр Кириллин из МАИ и другие заинтересованные лица.

Технические требования и нормативная база для дирижаблей будет сформулированы для проектных работ в ходе создания тесной кооперации Ростеха и Роскосмоса. Об этом заявил НВО инженер-конструктор Александр Гомберг.

По его словам, в качестве прототипа может послужить сконструированный в МАИ полужесткий дирижабль нового типа с классической конструкцией SW60000 «Небесный странник».

Его предварительная стоимость 25-30 млн евро (при партии 6-8 машин). Время постройки опытного экземпляра 4-5 лет. Стоимость летного часа примерно составляет 30-50% от стоимости летного часа вертолета такой же грузоподъемности. Дальность полета составляет 3000 км и более при «плече» 1000 км. Крейсерская скорость «Небесного странника» — 100 км/ч. Аппарат может подниматься на высоту 2 тыс. м.

Предполагается, что технические характеристики дирижабля позволят поднимать и втягивать внутрь гондолы или транспортировать на внешней подвеске вернувшийся после полета спускаемый аппарат перспективного российского пилотируемого корабля «Орел» вместе с экипажем.

Орёл» (прежние названия «ПТК НП» (2009—2016), «Федерация» (2016—2019)) — многоразовый пилотируемый космический корабль, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». Разрабатывается в РКК «Энергия» им. С. П. Королева

Его предназначение — доставка людей и грузов за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. При необходимости облегченный корабль можно будет использовать для полетов на космические станции, находящиеся на околоземной орбите. Численность экипажа «Орла» составит до шести человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции — до одного года. Планируется выводить на орбиту с помощью ракеты-носителя среднего класса «Иртыш».

 Для этого будет разработана автоматизированная система подцепки, подъема и втягивания КА внутрь гондолы. Уже на борту дирижабля будет производиться эвакуация экипажа и оказание помощи, при необходимости.

Этот дирижабль может использоваться и в других целях, например, для перевозки блоков ракет массой 15 т, диаметром 6 м и длиной 20 м.

Необходимое послесловие.

Дирижабли в начале 20-го века претендовали на роль мощных военных летательных аппаратов и использовались в качестве стратегических бомбардировщиков и авианосцев, а в гражданских перевозках как скоростной воздушный транспорт.

Строившиеся в 1930-х годах жёсткие дирижабли представляли собой гигантские воздушные корабли с дальностью беспосадочного полёта 10000-15000 км, с полезной нагрузкой до 90 тонн (полный вес около 200 тонн).

Однако их эпоха закончилась в 1937 году, когда при посадке сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург». Эта катастрофа и ряд других отрицательно повлияли на репутацию дирижаблей как надёжных летательных аппаратов.

Заполненные взрывоопасным газом водородом дирижабли редко горели и терпели аварии, однако их катастрофы причиняли намного большие разрушения по сравнению с самолётами того времени. Общественный резонанс от катастрофы дирижабля был несравнимо выше, чем от катастроф самолётов, и активная эксплуатация дирижаблей была прекращена.

Новое - это хорошо забытое старое.

Тем не менее о дирижаблях не забыли. Чрезвычайно разнообразна сегодня область применения этих летательных аппаратов. Их можно использовать практически во всех сферах человеческой деятельности, от экологического мониторинга до высотного строительства и транспортировки газа, от перевозки негабаритных грузов до предупреждения и ликвидации аварий. Это способность при минимальном расходе топлива, неделями и даже месяцами зависать на высотах от 20 до 30 км.

 В настоящее время у них меньший, чем у вертолётов, удельный расход топлива и, как следствие, меньшая стоимость полёта в расчёте на пассажиро-километр или единицу массы перевозимого груза.

 Уже сегодня у них более высокая надёжность и безопасность, чем у самолётов и вертолётов за счет применения для их наполнения нейтральным газом - гелием вместо взрывоопасного водорода.

 Дирижаблю не требуется взлётно-посадочной полосы, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землёй, что, впрочем, осуществимо только при отсутствии сильного бокового ветра. Так что не удивительно, что через некоторое время Россия снова станет родиной «летающих слонов»!



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте