10 декабря 1997 года. Пассажирский самолет Ил-62м, вылетевший из Магадана в Москву, был захвачен… Воздушное судно шло на посадку, когда пилоты сообщили: на борту террорист. Он требует 10 миллионов долларов, дозаправку и перелет в Швейцарию. В противном случае обещает взорвать заложников. В самолете 155 человек: 142 пассажира и 13 членов экипажа.
В дело вмешались легендарный полковник «Альфы» Анатолий Савельев, его невероятное профессиональное чутье и смекалка. Это была предпоследняя операция Анатолия Николаевича…
Действия властей штатные. К работе привлечены Антитеррористический центр ФСБ, «Альфа», милиция, спасатели МЧС, пожарные и около десятка бригад «Скорой помощи». Министерство иностранных дел уведомило об инциденте посольство Швейцарии в Москве. Сотрудники посольства подтвердили готовность оказать любую помощь в выдаче виз и разрешении пролета самолета в Швейцарию, если это потребуется для спасения людей.
Бойцы Группы «Альфа» во главе с Александром Ивановичем Мирошниченко, первым заместителем начальника Группы, экстренно выехали в аэропорт.
Поначалу все думали, что террористов на борту от четырех до шести человек. Именно такую информацию специальным кодом передал командир лайнера. Прямые разговоры контролировались находившимся в кабине «воздушным пиратом».
К тому времени освобождение самолёта стало для «Альфы» типовой задачей по плану «Набат», принятому в 1982 году. Детали конкретной операции, разумеется, принимаются непосредственно на месте. Всё же каждый случай уникален. Здесь сюрпризов не ожидалось.
Как только Ил-62 приземлился в Шереметьево, его немедленно сопроводили на рулежную площадку No1 НИИ гражданской авиации – подальше от регулярных рейсов. Поначалу пассажиры сохраняли спокойствие. Каждый продолжал находиться на своем месте и был пристегнут ремнём безопасности.
Мирошниченко запросил разговор с террористом. Тот выдвинул условия: «Я требую десять миллионов долларов и перелет в Швейцарию. Иначе убью всех пассажиров».
Прошло полчаса. Люди в салоне нервничали. Наблюдатели докладывали: через иллюминаторы видно, что женщины вытирают глаза платками, зажимают рты руками. В оперативном штабе, расположившемся в помещении аэропорта, приняли решение: в самолет отправится командир оперативно-боевого отдела Александр Алёшин с задачей выяснить, сколько террористов на борту, какова обстановка и что можно сделать.
Высокий, красивый, в куртке авиамеханика, Алёшин направился к машине-трапу.
В такой ситуации можно действовать только под прикрытием. У террориста не должно возникнуть сомнений, что перед ним – обычный инженер аэропорта. Он как-то должен был вступить в технический контакт с террористом. Но «механик» снаружи, а террорист и заложники. Легального повода проникнуть внутрь у него не было.
– Что происходит? – вдруг воскликнул руководитель оперативного штаба.
К Алёшину подбежал какой-то человек – крепкий, приземистый.
– Это же Савельев! Почему сам пошел? – удивился Мирошниченко.
Полковник тем временем размашисто хлопнул Алёшина по плечу и сделал жест рукой: «Залезай в машину».
– Ну кто его просил! – воскликнул Мирошниченко. – Понеслась...
– Слышишь, друг, сейчас п-подъезжаем, и ты как можно дольше стыкуйся с самолетом, п-понял меня? Как можно дольше, – говорил чуть заикаясь Савельев водителю машины-трапа. – Саня, г-готов?
Алёшин кивнул и улыбнулся.
Машина начала стыковку. Они увидели заплаканные лица женщин и напряженные мужчин-заложников. Перепуганные люди смотрели на них из иллюминаторов.
Вдруг Савельев спрыгнул из машины, подбежал к самолету и закричал:
– Товарищи пассажиры, трап п-подан. Покиньте с-самолет, не з-задерживайте работу аэродрома!
Так делать было нельзя. Последствия могли быть непредсказуемыми.
Но это сработало. Террорист вдруг дал стюардессам команду открыть дверь и выпускать пассажиров.
Напуганные пассажиры выходили один за другим. «Дайте мне знак, когда появится террорист, кашляните», – незаметно шепнул Савельев мужчине, удержав его за локоть. Тот кивнул.
Пассажиры спускались по трапу, вышел последний, а знака так и не было. Оставались внутри и члены экипажа. «Внутри засел, гад», – шепнул Алешин.
Пассажиров пригласили в подошедший автобус. Сразу после завершения посадки пассажиров-заложников в автобус Савельев скомандовал: «Пошли. Действуем согласно плану».
Алешин и Савельев ступили на борт. Пилотская кабина была пуста. Они вышли в коридор. Перед ними, через семь рядов, на пассажирских креслах сидели пилоты и стюардессы, в проходе за ними стоял старик с оплывшим лицом. В руках он держал пластиковый пакет. Из-под пальто в пакет тянулся провод.
– Почему с-сидите? – спокойно и удивленно произнес Савельев, обращаясь к членам экипажа, словно не замечая старика.
Пилоты молчали. Напуганные стюардессы начали как одна поднимать глаза кверху, делая знаки на стоящего за ними.
– Мужик, а ты что встал? Самолет сейчас убирать будут, бригада уже приехала, выходи, – развязно проговорил Алёшин.
Старик вдруг послушно пошел. Прошел коридор самолета. Свернул к выходу. Савельев и Алёшин подхватили его сзади.
– У меня горячая рука, горячая рука! – закричал старик.
– Что там у т-тебя с рукой? – переспросил Савельев и резким жестом распахнул пальто. Увидел провод. Дернул.
Провод оборвался.
Ничего не произошло.
– Ну ты и дурак, м-мужик, ну и дурак, – констатировал полковник.
Савельев ошибся совсем немного. Террорист был психически больным.
Это был пенсионер с Колымы, 1938 года рождения, коренной магаданец. Звали его Геннадий Тодиков. Под старость лет у него слегка поехала крыша. Он увлёкся идеей совершить революцию в мировой торговле и долго досаждал магаданским чиновникам своими проектами. Несколько раз его выставляли из приёмной губернатора. В конце концов он решил улететь на Кубу – почему-то через Швейцарию. Бомба, которой он угрожал, говоря, что «это хорошая доза пластита», была муляжом. После суда старика отправили в психушку. Где ему и было место.
Потом Савельев рассказывал, что уже на этапе переговоров заметил: Тодиков мямлит, не может четко отвечать на вопросы. И решил взять его напором.
Полковник рискнул и выиграл. Никому и в голову не пришло, что этот очередной раз может оказаться его последним выигрышем. Ему оставалось всего 10 дней…
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции