Помнится, очаровательный Остап Бендер, проезжаючи Васюки, пообещал превратить их в столицу мира. Шутил так. Сбер во главе с Германом Оскаровичем Грефом, иногда переодевающимся в экзоскелет, не шутит. Если его грандиозные планы сбудутся, то от России, возможно, останется одна сберовская колония с надписью на камне «Здесь был Греф».
Вездесущий Герман Оскарович занимает достойное место в паноптикуме колоритных известных фигур России. Юрист, который всю жизнь занимался то распределением государственной недвижимости, то рулил экономикой и торговлей. Затем банком со столетней историей. А ныне то ли холдингом, то ли коллекцией какого-то сумасшедшего любителя компаний, который скупает все подряд. Есть такие дилетанты, которые, например, собирают марки, совершенно не понимая зачем. И абсолютно в них не разбираясь.
В метро меня толкает доставщик еды от дочки Сбера. Сосед просит карабин взаймы, в классе его сына принудительно ввели «СберКласс» и теперь нормальный пацан сидит в сберприставке сутками и задалбливает ахинею от Сбера. Почитав задачи, понял, зачем соседу карабин. Но вместо карабина посоветовал ему купить себе успокоительное в Сбераптеке и оформить полис от психоза в Сберстрахе.
Часто рядом со Сбербанком упоминается Крым. Конечно, не потому что Греф как самый патриотичный патриот рванул туда одним из первых после вежливых людей. Наоборот, после прихода России на полуостров российский банк, прекрасно работавший при Украине, закрыл все свои офисы и вывез банкоматы. Мотив: могут наложить санкции, а это страшно. Крымчане до сих пор не понимают, почему госбанк (50% плюс 1 акция принадлежат Фонду национального достояния, т.е. правительству РФ) не соблаговолит осчастливить их. Зато вместо «прокаженного» Крыма начал заполнять банкоматами церкви. И начал не просто с какого-то сельского прихода, а с самой Троице-Сергиевой Лавры. А что, удобно: помолился, снял на пожертвование или на милостыню, на панихиду или молебен, оформил, как говорится, не отходя от мессы, кредит на похороны или венчание...
Как говорят на банковском рынке, все дело в других акционерах Сбера. Об этом не принято трубить, но оставшиеся 49% акций принадлежат даже не российским миллионерам, а иностранным гражданам. А так как по закону акционерные общества в первую очередь обязаны извлекать прибыль для акционеров, то позиция Грефа в этом смысле безукоризненна. А государственная необходимость может подождать.
При этом, во время кризиса 2008 года Сбербанк, напирая на то, что он хребет российской экономики, получил в виде кредита аж 500 миллиардов рублей. Через два года банк погасил первый транш и вернул 200 млрд руб., однако в 2014 году повторно занял у ЦБ эту сумму. Годом позже он пролонгировал заем на 50 лет под 6,5%, следует из кредитной отчетности банка за 2017 год. В прошлом году СМИ написали, что Сберу банально списали 150 миллиардов долга. А чего жалеть-то, деньги-то не свои, а народные.
По странности эта сумма практически совпадает с объемом денег, которые выложил Сбер за покупки компаний для своей дилетантской коллекции. Сумму озвучил сам Герман Оскарович в интервью РБК: «Все наши покупки за последние шесть лет — это 145 млрд руб. Для размера нашего бизнеса это копейки — полуторамесячный объем нашей прибыли, 3% нашего капитала». А на вопрос «зачем вообще это делать?» он поэтично ответил: банк знает, «в каких сферах лежат наши интересы и приоритеты, хотя стороннему наблюдателю не всегда понятна логика наших действий: когда художник начинает писать картину, не всегда можно понять ее сюжет». Я, мол, художник, я так вижу. Уже упоминавшийся нами товарищ Бендер, тоже как-то рисовал картину сеятеля. Чуть не был бит за свою шкодливую руку.
Говорить о Сбере и его предводителе можно много и долго. Но лучше всего, он рассказывает о себе сам, особенно, когда «несет». И про советское образование, которое считает одни из худших в мире и настаивает, что оно должно быть уничтожено. И про свой страх вызова к доске и экзаменов. И про народ, которому нельзя говорить правду и давать власть, иначе всем каюк. Почитайте его откровения и подумайте: «А стоит ли связываться с организацией, руководитель которой фактически перефразирует Адольфа Шикльгрубера?».
«Не может быть!» – скажете вы. Давайте тогда сыграем в игру. Она будет называться: «Чья это цитата?». Первая: «Человека нужно учить лишь самому необходимому. Все остальное будет ему только мешать». Вторая: «Одна из моих личных целей – убить экзамены. Я надеюсь, что на это уйдут не десятилетия». Третья: «Ни один учитель не должен приходить к ним и тащить в школу их детей. Если (они) научатся читать и писать, нам это только повредит... Гораздо лучше установить в каждой деревне репродуктор и таким образом сообщать людям новости и развлекать их, чем предоставлять им возможность самостоятельно усваивать политические, научные и другие знания».
Чур, без поисковика! Внимание! Правильный ответ. Первая и третья, конечно, Адольф Гитлер. Вторая – российский государственный деятель, банкир, ответственный за искусственный интеллект и современные методы обучения для российских детей Герман Оскарович Греф. Складывается впечатление, что в планы нашего Германа Оскаровича Бендер-Бея входит замена естественного интеллекта россиян искусственным.
Вместо того, чтоб бороться с лучшими традициями образования и тратить деньги на скупку всего подряд, бывшему комсоргу, а ныне ультралибералу лучше бы сосредоточиться на действительно социально значимом деле государственной важности - сделать такой процент на депозиты, чтобы деньги ветеранов и пенсионеров хотя бы не сгорали в топке реальной инфляции. Но интересы государства и людей, видимо, для него менее важны, чем искусственный интеллект и сбердоставка всем всего и всего всем.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции