«Чума XXI века»: стресс или жизнь?
22 апреля 2021, 10:14 [«Аргументы Недели», Анастасия Бахтина ]
Профессиональный стресс - давно привычное явление, однако его последствия приобретают масштабы эпидемии и представляют серьёзную угрозу для человечества. Какие факторы способствуют появлению рабочего стресса и как это предотвратить?
Трудовой стресс - состояние напряжения работника, которое возникает под воздействием эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, вызванных профессиональной деятельностью. По оценкам экспертов, значительная часть населения страдает психическими расстройствами, спровоцированными психологическим стрессом. Специалисты ВОЗ называют это явление «чумой XXI века». Культура стресса, в которой личное здоровье и общее благополучие ушли на задний план, - это социальная проблема, которая требует незамедлительного решения.
Как это отражается на экономике?
Психологическое напряжение работников приводит к резкому снижению производительности и эффективности труда, а также к увеличению расходов на здравоохранение. Согласно исследованиям ВОЗ, болезни, связанные со стрессами, обходятся мировой экономике в 7,8 триллионов долларов. В России проблема рабочего стресса также остаётся нерешённой задачей. По данным опросов, проводимых страховыми компаниями:
• 1000000 отлучек с рабочих мест были вызваны стрессами;
• 27% опрошенных работников различных фирм заявили, что к большинству стрессов в их жизни привела работа;
• 45% отметили, что стрессы, связанные с работой, имеют чрезвычайно высокий уровень;
• одна треть рабочих думали об уходе исключительно из-за стрессов;
• 70% считают, что стресс на работе снизил их физическое и умственное здоровье
Для изменения нынешней ситуации в положительную сторону компании должны инвестировать в психическое, физическое и эмоциональное благополучие своих сотрудников. Кроме того, необходимо разработать способ измерения этих критериев, ведь забота о здоровье трудящихся - это лучшее вложение в перспективное и развивающееся будущее.
Также необходим контроль за состоянием условий труда на рабочих местах со стороны государства. По оценкам Всемирного экономического форума и Гарвардской школы общественного здравоохранения, в период с 2011 по 2030 год серьёзные хронические заболевания и психические расстройства обойдутся мировой экономике в 47 триллионов долларов. Разумеется, этого нельзя допустить.
Однако главной составляющей, без которой все вышеперечисленные меры не будут иметь значения, является сам человек. Первый и самый важный шаг - способность общества распознавать факторы, провоцирующие возникновение стресса, и умение контролировать этот процесс.
Причины возникновения рабочего стресса
• Физические и гигиенические условия:
• температура окружающего воздуха;
• уровень освещенности;
• качество воздуха;
• шум, вибрация;
• скученность рабочих мест;
• изолированность рабочего места;
• соответствие работы биологическим ритмам организма;
• наличие и продолжительность перерывов для восстановления сил.
• Факторы эмоционального плана:
• уровень ответственности;
• реалистичность ожиданий от работника;
• степень опасности для жизни и здоровья работника.
• Информационные факторы:
• конкретность и определённость должностных обязанностей;
• четкость и ясность алгоритмов работы;
• уровень обучения рабочим навыкам и управлению необходимым оборудованием.
• Коммуникативные факторы:
• уровень в иерархической структуре организации;
• стиль управления руководства;
• возможности для общения с коллегами.
Нужно ли полностью устранять стресс?
«Результаты одного из проведенных исследований показали, что повышенный уровень особых защитных белков, вырабатывающихся в ответ на стресс, увеличивает продолжительность жизни. Кратковременный физиологический стресс приводит к долгосрочным положительным последствиям для клеток, так как выделяется большое количество белков, захватывающих все поврежденные или неправильно построенные белки», - говорится на сайте Министерства здравоохранения Кировской области. Так, полное освобождение от стресса нельзя рассматривать как цель оздоровительной работы. Это приводит к снижению общей мотивации, вызывает апатию и скуку. Получается, стресс нужно не устранять, а контролировать.
Способы управления трудовым стрессом
• формирование осознанности, понимания и принятия своих мыслей, эмоций, окружающей среды и физического состояния;
• моделирование позитивных ситуаций;
• креативное выполнение стандартных задач;
• создание «священного пространства», свободного от проблем и суеты;
• поиск новизны в знакомых ситуациях, обязанностях и деталях;
• построение чёткого режима рабочего времени и времени отдыха;
• общение с коллегами.
Настало время распрощаться с культурой стресса и начать наслаждаться более здоровой, счастливой и продуктивной жизнью. Всё в наших руках!