Совсем недавно мы писали о том, как стаи бездомных собак грызут на улицах людей и животных, пока закон, который должен эту ситуацию регулировать, потакая зоорадикалам, не работает. Каждый день появляются очередные подтверждения критичности ситуации: в субботу утром, например, стая бродячих собак напала на четырехлетнего ребенка в Башкирии. От полученных повреждений ребенок скончался на месте. Тем временем люди по всей России просят помочь, наконец, избавиться от бездомных стай в своих дворах. А мы снова задаемся вопросом о том, что с этим делать. Ведь животные в том, что их инстинкты прорываются наружу и они дичают – невиноваты, это просто природа. Как не виноваты и люди, потому что версия о том, что вина именно на них, мол, когда-то из-за них собаки остались без крова – так себе. У потомков какой-то стаи, может и были хозяева, но, если собака плодится по пять раз за два года, воспроизводя в среднем по семь щенков, говорить об этом не приходится. А значит проблема снова кроется совсем в другом. И на этот раз вопросы появляются еще и к заводчикам.
Механизмы регулирования численности животных разработаны в разных странах и уже давно. То общее, что эти механизмы объединяет, – ответственность за животное, которое возлагается на хозяина. Хозяином может быть как отдельный гражданин или семья, коммерческая фирма, бюджетная ведомственная организация, в нуждах которой есть потребность в животных или благотворительный фонд. Если хозяина нет, то есть животное не востребовано – оно подлежит эвтаназии в установленный государством срок. Такой порядок сейчас действует в большинстве европейских стран.
Те же страны, которые зоозащитники пытаются поставить нам в пример (чаще всего Турция), действительно признанные европейскими по географическому и территориальному управлению, по европейскому пути решения проблемы как раз не идут. Но идут по тому безответственному, который в 2018 приняли и у нас под давлением зоорадикалов. Более того, в сети, параллельно с картинками мирных собачек на улицах Турции, можно найти и призывы российских зоозащитников спасать заморенных голодом собак из приютов той же страны. Двойные стандарты у зоорадикалов, кажется, наблюдаются во всех заявлениях и инициативах.
Так они призывают стерилизовать всех хозяйских животных. Но, позвольте, собака по закону – собственность, имущество. И почему человек должен его портить с подачи группы несведущих граждан? Стерилизация должна быть добровольной. И люди пойдут на нее, если очевидно, что у них нет другой возможности избежать нежелательного потомства, а государство, допустим, полностью или частично оплатит этот процесс или пообещает какую-то другую льготу тем, кто поступил ответственно.
Те же зоорадикалы на общественных слушаниях по данному вопросу в Общественной палате РФ призывали к наложению моратория на разведение. Опять же, с подачи узкопрофильных НЕ специалистов по бездомным собакам, которых они защищают. Это предложение ошеломило профессиональных заводчиков и кинологов, которые положили годы, порой безвозмездного труда, на завоз ценнейших кровей, новых пород, улучшение их за многие поколения. Это ведь именно они добились того, что наших собак покупают лучшие питомники и в Европу, и в США и даже в Китай, где наблюдается всплеск интереса к разведению собак, как к бизнесу.
А мораторием на разведение чего мы добьемся? Опять через несколько лет будем закупать за бешеные деньги за границей животных, которых получили на базе наших? Неужели непонятно, что все эти «благие цели» отголоски общей и кому-то выгодной политики развала всего, что создано в РФ?
Может лучше бы обратили внимание на так называемых плодильщиков, которые есть и среди питомников, входящих в системы НКО? Надо пояснить, что официально они не имеют отношения к разведению собак или чему-либо еще. Но именно они взяли на себя роль учёта породистых животных. И именно они вполне успешно подделывают и выдают владельцам породистых собак ничем не защищенные документы этих организаций, вписывая клички несуществующих питомцев (и ставя одну и ту же печать) как в ветеринарный паспорт, так и на «документ о происхождении» – щенячью карточку. То есть вы – новый хозяин собаки, получаете по факту ламинированную бумажку, которая на самом деле отражает происхождение собаки от собак, которые ранее были зарегистрированы в этих организациях! До 2020 года не было даже общей базы, которую хоть как-то можно было бы использовать в государственных целях регулирования.
В то же время эти родословные, которые выдаются, не имеют никакой юридической силы, так как единственным документом, который может подтвердить ваше право собственности на животное, является бумажка, гордо именуемая «ветеринарный паспорт». И бумажка эта не имеет никакой степени защиты. Хотя и является единственным документом, который внесен в нормативные акты, регулирующие владение домашними животными на государственном уровне через механизмы регулирования Минсельхоза.
Вместе с этим данные организации проводят выставки и выдают чемпионства различных регионов, областей, клубов и всего на что хватает фантазии устроителей. За каждую бумагу заводчики платят ощутимые суммы в одну из НКО. Между тем у этих НКО нет филиалов по территории России, только центральный офис в Москве. Но колхоз – дело добровольное. Вот только большинство заводчиков даже не подозревают, что все эти НКО – большие мыльные пузыри, которые зарабатывают на амбициях владельцев собак. И этот собачий шоу-бизнес к регулированию численности породистых собак и заводчиков не имеет никакого отношения. Тем не менее государственных организаций с подобными функциями нет.
Зато большинство заводчиков думают, что взносы за документы, выданные общественными организациями, уплата членских взносов и деньги в них является косвенной уплатой налогов и идёт на развитие кинологии в России.
На самом деле: мы видим, что все средства идут в пользование этих организаций, минуя бюджет государства. И такая важная отрасль, как кинология, а это и служебные собаки, и собаки-поводыри, и таможенники, и спасатели, и многие другие, остаются за бортом государственной машины. И самое важное, что при такой схеме сами заводчики никак не защищены и не курируются государством, они не информированы должным образом, как расходуются их взносы и какой статус имеют они и их животные перед государством.
Видимо, кому-то выгодно оставить и эти факты в тени, требуя решить проблему бездомных собак и приютов из карманов заводчиков и построив бесчисленное количество приютов, назвав их питомниками. Тогда как питомник – это место или заведение для выращивания и разведения растений или животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение, а не место складирования невостребованных и агрессивных животных. И та ситуация, в которой мы оказались сейчас, буквально кричит о том, к чему приводит безответственность и коррумпированность некоторых НКО. Если бы в России за ними был установлен контроль на государственном уровне, ведь они взяли на себя функционал по регулированию государственно значимых сфер, – не было бы проблемы, в том числе и бродячих стай. Так как часто мы наблюдаем что за благими намерениями скрывается лишь личный финансовый интерес организаторов, который вводит в заблуждение обычных граждан, которые оплачивают этот, ничего не регулирующий, функционал.
Опять на лицо попытка возложить на конечного потребителя ответственность за неработающую систему, возложением штрафов и налогов на мыльный пузырь. Не настало ли то время, когда закон должен быть проработан, вычитан и обсуждён общественностью и профессионалами до последней точки и запятой, а требования и спрос с законотворцев стали строже и категоричнее?
Закрепленная на государственном уровне ответственность, прописанная большим количеством нормативных актов и правил это ли не в высшей степени гуманность и безопасность не только для людей, но и для самих животных? Или цель другая – бороться с проблемой и продолжать ее же создавать, а потом мужественно её преодолевать за счёт бюджетных средств?
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции