На начало апреля средняя розничная цена АИ-95 в России составляла 49 руб. за литр. В Европе цены были в разы выше: в Болгарии – 95 руб., в Австрии – 109 руб., в Германии – 138 руб., в Финляндии и Италии – 146 руб., в Нидерландах – 167 руб. за литр. Даже на Украине, беднейшей стране Европы, литр 95-го стоил 78 руб.
Справочно: в США, одном из трех крупнейших производителей нефти в мире, цена литра бензина (в пересчете на рубли с галлона) выросла в апреле до более чем 60 руб.
Дистиллированный либерализм учит нас, что товар следует туда, где он стоит дороже. Для России применительно к моторному топливу эта умозрительная максима означает, что потоки высокооктанового бензина и дизеля должны хлынуть на европейский рынок, дабы нефтяные компании получили «либеральные» сверхприбыли.
Однако для того и существует государство, чтобы заботиться не о дополнительной выгоде сырьевиков или переработчиков, а о ценовой стабильности внутри страны. Особенно, когда доходы большинства населения пока далеки от европейских.
В этой связи неудивительно, что наше правительство всерьез обсуждает введение временных ограничений на экспорт ряда нефтепродуктов для стабилизации цен на внутреннем рынке. 16 апреля об этом сообщил вице-премьер Александр Новак. Решение будет принято в самое ближайшее время.
В пользу такого ограничения говорит не только сезонный рост внутреннего спроса в России (посевная, дачи, отпуска, путешествия), но и активизация деловой жизни после прохождения пика заболеваемости COVID-19 и постепенной отмены пандемийных ограничений.
Но есть еще одно, уже не объективное, а субъективное обстоятельство, диктующее целесообразность временного административного снижения экспорта моторного топлива. Это неуемная алчность, жадность некоторых частных нефтяных компаний России.
По итогам первого квартала этого года экспортные поставки автомобильных бензинов Евро 5 составили, по данным ЦДУ ТЭК, 1078 тыс т. Безоговорочным лидером топливного экспорта стал частный «Сургутнефтегаз» (448 тыс т или 42% общего объема). За «Сургутом» с трехкратным отставанием следуют «Газпром Салават» (145 тыс т или 13%) и, что удивительно, частный Антипинский НПЗ (106 тыс т или 10%). Удивительно потому, что собственной добычной базы у НПЗ нет.
Для сравнения: НК «Роснефть», лидер российской нефтянки, за первый квартал экспортировала всего 79 тыс т бензинов – 7% от совокупного объема экспорта. Особняком стоит «Лукойл», экспортировавший и того меньше – 73 тыс т (причем, в марте экспорта не было вообще), но лично я связываю проснувшуюся филантропию Алекперова и К с особенностями предпродажной подготовки компании.
В заключение свяжем «либерализм» и «благотворительность» воедино. В экспертной среде нет-нет, да и проскакивает мысль, что частные нефтяные компании, удерживая цены на моторное топливо существенно ниже мировых, тем самым субсидируют российскую промышленность и осчастливливают население.
Убеждение не только антипатриотическое, но и ложное. Если уж на то пошло, то это как раз Россия – народ, страна, государство – предоставив топливным баронам полезные ископаемые во временное пользование, тем самым «просубсидировала» создание ими своих миллиардных состояний.
Вы не находите, что наступает время платить по счетам?
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции