Обострение водного кризиса в Иордании - предупреждение для всего мира
9 апреля 2021, 16:37 [«Аргументы Недели», Антон Дубровский ]
Как показывают новые исследования, сильная нехватка воды станет обычным явлением в Иордании к 2100 году, если страна не проведет всеобъемлющую реформу, от ремонта протекающих труб до опреснения морской воды. Водный кризис в Иордании является символом проблем, которые нависают над миром в результате изменения климата и быстрого роста населения.
Истощение запасов воды и рост населения уменьшат потребление воды на душу населения в Иордании вдвое к концу этого столетия. Без особого вмешательства немногие домохозяйства в этой засушливой стране будут иметь доступ даже к 40 литрам водопроводной воды на человека в день.
Больше всего пострадают районы с низким доходом: к 2100 году 91% домохозяйств будет получать менее 40 литров воды в день в течение 11 месяцев в году подряд.
Такие отрезвляющие предсказания были сделаны международной группой из 17 исследователей и опубликованы 29 марта в журнале Proceedings of the National Academy Of Sciences (США).
По словам соавтора исследования и гидролога Стэнфордского Университета Стива Горелика, усиливающийся водный кризис в Иордании дает представление о проблемах, которые угрожают повсюду в результате изменения климата, роста населения, интенсификации водопользования, демографических потрясений и обострения конкуренции за воду через границы. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, к 2025 году половина человечества может жить в районах, испытывающих нехватку воды, а по прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2030 году из-за нехватки воды будут перемещены 700 миллионов человек.
В Иордании в самой большой речной системе региона - Иордан-Ярмук – уменьшился сток в результате отвода воды вверх по течению в Израиле и Сирии. Уровни грунтовых вод в некоторых областях падают более чем на 1 метр в год, а основной водоносный горизонт вдоль границы Иордании с Саудовской Аравией подвергается сильной перекачке по обе стороны границы.
Спрос на воду вырос в основном из-за роста населения, дополняемого ростом мигрантов (в этом числе более 1 миллиона сирийских беженцев, переместившихся за последнее десятилетие).
Крайняя нехватка воды и крупных диспропорций в коммунальном водоснабжении являются мощными составляющими данного конфликта. Ситуация с ведущими ресурсами Иордании, долгое время считавшаяся кризисной, сейчас находится на грани «выкипания» в своей нестабильности.
Это сообщил автор исследования Джим Юн, ученый по водной безопасности и устойчивости из Тихоокеанской Северо-Западной Национальной Лаборатории.
«Уникальная роль Иордании как бастиона мира делает это открытие еще большим поводом для беспокойства», - сказал Юн, который начал свою работу над исследованием ещё в качестве аспиранта в Стэнфордском университете.
ООН взяла на себя обязательство обеспечить устойчивое управление пресноводными ресурсами и всеобщий доступ к чистой воде и санитарии в качестве одной из своих 17 целей в области устойчивого развития.
“Аналитических основ до сих пор не хватает”, - сказал Горелик, возглавляющий Иорданский Водный Проект и его продолжение, проект FUSE (Продовольствие, Вода и Энергия для Устойчивой Городской Среды).
Новые прогнозы основаны на первой в своем роде компьютерной модели пресноводной системы Иордании, которая имитирует взаимодействие между естественными процессами и поведением человека в рамках ряда климатических и социально-экономических сценариев улучшения показателей качества водопользователей и перераспределения четверти воды с ферм в города.
Моделирование, проведенное командой, предполагает, что усилия по одновременному увеличению предложения, сокращению спроса и реформированию распределения, вероятно, приведут к «экспоненциальному» (возрастание величины (в геометрической прогрессии), которая растет со скоростью, пропорциональной ее значению) улучшению водной безопасности.
Доступ к коммунальному водоснабжению Иордании сегодня крайне неравен: более обеспеченные домохозяйства и фирмы часто дополняют нормированные муниципальные поставки дорогостоящими поставками от частных операторов автоцистерн. Немецкий экономист и соавтор исследования Кристиан Классерт сказал: «Чтобы избежать дефицита воды в условиях растущего дефицита в Иордании и регионах по всему миру, необходимо избегать значительных диспропорций в системе водоснабжения».
По словам Горелика, многогранность водного кризиса в Иордании делает его особенно ценным местом для изучения воздействия и временных вмешательств. Теперь, когда существует модель для этой сложной среды, её можно относительно легко адаптировать для других регионов.
Единственный наиболее эффективный шаг, который может предпринять Иордания, — это увеличить поставки за счет крупномасштабного опреснения воды. Одно из многих предложений, которое Иордания преследовала с этой целью с 1960-х годов, заключалось в опреснении воды из Красного моря на юге, транспортировке пресной воды на север в столицу Амман и утилизации остатков сильно засоленной воды в быстро сокращающемся Мертвом море.
Исследователи пишут, что в то время, как дебаты по водной политике часто представляют отдельные интервенции спроса и предложения как противоположные альтернативы, наборы интервенций в обоих режимах на самом деле лучше всего работают вместе.
«Можно подумать, что любое из этих вмешательств окажет большее влияние. Но оказывается, что вы должны делать всё, что возможно», - сказал Горелик.
Для страны чей экономический объем производства на душу населения составляет менее одной десятой от объема производства США, масштаб и стоимость почти полной реформы её водного сектора особенно устрашают.
«В регионах с дефицитом воды, где планирование устойчивости наиболее необходимо, сложно думать не только о том, как распределять дефицитную пресную воду завтра, но и в следующем месяце и, в некоторой степени, в следующие несколько лет», - сказал Горелик. «Именно в этих местах наши долгосрочные оценки политики наиболее ценны», - добавил он.
Как же нам сохранить драгоценную пресную воду при таких тревожных прогнозах?