Русский народ, прямой наследник древних скифов – о чём писали многие историки прошлых веков, унаследовал не только их земли, правила жизни и воинские традиции, но и их соседей – сарматов, которые и ныне живут на прежних землях, но именуются уже по-другому. Сарматы для русских – грустная история, потому что, будучи родственным скифам народом, они часто предавали их – точно также и теперь потомки сарматов, порой, предают русских, потомков скифов.
Первые упоминания сарматов у древних авторов датируются 5 веком до н.э. То есть, сарматские племена возникли через 300 лет после появления скифов.
На то, что САРМАТЫ – ЭТО РОДСТВЕННЫЕ СКИФАМ ПЛЕМЕНА, ИЗНАЧАЛЬНО НАСЕЛЯВШИЕ ЗЕМЛИ ВДОЛЬ ГРАНИЦ ОГРОМНЫХ СКИФСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, фактически указывал ещё эллинский историк 5 века до н.э. Геродот Галикарнасский, который в перечне сарматских перечислял земли, примыкающие к скифским. Эллинский географ 2 века Клавдий Птолемей, комментируя свои карты европейской и азиатской «Сарматий», границы которых почти совпадали с территорией скифских земель, писал, что сарматские земли «ограничиваются Скифией». Западную часть балтийского побережья, рядом с которым начинались земли скифов, Птолемей называл «Сарматским океаном». А через много лет – в 18 веке русский историк В.Н. Татищев писал, что «сарматы жили даже на территории нынешней Монголии» – выше которой, находились территории скифов, вплоть до Северного Ледовитого океана.
В древних легендах, приводимых Геродотом, говориться о том, что сарматские племена возникли в результате браков между скифами и амазонками. О том, что сарматы произошли от скифов, что это – «племена скифские», упоминается в трудах многих известных историков прошлого, например: у эллинского историка 5 века до н.э. Дионисия Галикарнасского, у древнееврейского историка 1 века Иосифа Флавия, у итальянского хрониста 13 века Готфрида Буссерского. Также считали и многие выдающиеся исследователи российской истории, в том числе, в 18 веке – В.Н. Татищев и российская императрица Екатерина II «Великая».
А М.В. Ломоносов (18 век), В.О. Ключевский (19 век), Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) (19 век) писали и о наличие летописных оснований «признавать славянами» всех сарматов.
«Сарматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», – указывал Геродот. «САРМАТЫ ГОВОРИЛИ НА СЛАВЯНСКОМ ДИАЛЕКТЕ… Руссы были языка сарматского…», – через много сотен лет написал В.Н. Татищев
Именно знание о родстве сарматов со скифами позволяет не удивляться тому факту, что воины-сарматы также были конными лучниками и точно также наводили ужас на врагов своей неустрашимостью. Овидий, римский поэт 1 век до н.э. называл сарматов «врагом сильным конём и далеко летящей стрелою». Похожи были и боевые тактики этих родственных народов, в том числе специфичные в те времена конные атаки «клином». «При атаке сарматских всадников едва ли какой-либо строй сможет им сопротивляться», – писал римский историк 1 века Публий Корнелий Тацит.
Сарматы имели похожие традиции со скифами, однако МНОГИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ У ЭТИХ РОДСТВЕННЫХ НАРОДОВ РАЗЛИЧАЛИСЬ. Причиной этому было то, что скифы, как правило, были объединены в крупные царства с развитым ремеслом, порой воюющие с другими народами с целью получения постоянной дани. Сарматы же представляли собой множество отдельных племён (Клавдий Птолемей, Страбон), покупающих оружие у скифов и постоянно осуществляющих набеги за разовой добычей в земли соседей.
Согласно древним первоисточникам, которыми пользовался В.Н. Татищев, практически все народы, жившие вокруг границ скифов, являлись сарматскими, в том числе: «берендеи», «болгоры» (болгары), «вятичи», «дрягвичи», «жмоди», «команы и половцы», «корели», «косоги», «кривичи», «ливь», «литва», «меря», «мещора», «мордва», «мурома», «обри или овари», «пермь», «печенеги», «печора», «прусы», «боруссы» (белорусы), «самояды», «севера», «торки», «углечи», «фини», «черни клобуцы» («чёрные клобуки»), «чуваши».
Мацей Меховский, польский историограф 16 века писал о поляках как о потомках сарматов.
Екатерина II и М.В. Ломоносов называли «древней сарматской столицей»… «в Великой Руси»… город «Кунигардию», указывая на его место расположения в районе нынешнего белорусского Полоцка.
По договорам со скифами, сарматы охраняли границы скифских царств. Но «набеговая культура» сарматов сказывалась в том, что порой целями набегов становились и скифские селения. О таком походе сарматов на «Скифию» писал во 2 веке эллинский историк Лукиан Самосатский. По свидетельству македонского историка 2 века Полиэна, сарматы, «за хорошую плату» становились союзниками других народов Европы в войнах со скифами. «Болгары, как, и половцы всюду на грабление были незваны готовы», – писал В.О. Ключевский.
Лишь те сарматы, которые были включены в состав наследующего скифам российского государства, были ему лояльны. Таковы жители «казачьей полосы», протянувшейся от южных предгорий Урала до дальнего Востока. Однако оказавшиеся ныне в независимых граничных России государствах, ПОТОМКИ ЕВРОПЕЙСКИХ САРМАТОВ, БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ, К ПОТОМКАМ СКИФОВ ВРАЖДЕБНЫ – даже более враждебны, чем «чужие» жителей западных стран. В первую очередь, здесь конечно, речь идёт о поляках, позабывших их историческую общность с русскими, укрепляемую когда-то династическими браками и договорами о военных союзах. Точно также к русским относятся румыны – потомки сарматов-даков, и даже болгары – потомки сарматов-волгар. Также было и также будет с потомками «вольницы Воротыни» – украинцами.
Понятны политические подоплёки такого отношения менее успешных родственников-«соседей», но вероятно, есть тут и проблемы психологического плана. Поэтому единственным лекарством от этой вечной вражды, видимо, является включение пограничных родственных народов в состав России.
Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции