Удивительная страна Россия: ее все время хотят ослабить, унизить, растерзать, а то и уничтожить как социальное государство. Стараются, как правило, многие наши ближние и дальние соседи, почему-то кокетливо называемые российскими политиками «коллегами». В первую очередь – американские.
Но речь сегодня пойдет не о коварных киношных шпионах, не о наших трудолюбивых «агентах влияния» (которые неплохо зарабатывают и в финансовых закромах США), и даже не о впавшем в острую фазу старческой прострации г-не Байдене.
Обычные на вид растения, которые многим из нас знакомы еще с детства по бабушкиным огородам, оказывается, тоже могут нести вред всему живому. И как это не парадоксально, многие из них тоже родом из Америки! О них и поговорим.
Волк в цветочной шкуре
Уверен, что всем нам еще с детских игр в «казаки-разбойники» и памятен красивый фиолетово-сине-розовый цветок люпин. Чем же он памятен? Многие из мальчишек, сжимая в руках деревянный автомат, подолгу лежавшие в т.н. «засадах» среди этих милых цветочных зарослей, часто чувствовали необъяснимое внезапное головокружение, а некоторые – и галлюцинации. Впрочем, они быстро проходили после окончания военных действий, когда звучала команда матерей: «Обедать!». Внимания тогда этому явлению никто конечно не придавал. И напрасно.
Сегодня ученые-биологи досконально установили, что «люпин многолетний», родившийся на американском континенте еще в эпоху инков, и оттуда перебравшийся в Европу, а затем и в Россию, и так любимый многими дачницами за неприхотливость и внешний вид – серьезное не только сорное, но и ядовитое (!) растение, о чем чуть позже. (Неспроста люпин как растение занесен сегодня в «черную книгу флоры России»).
Люпин действительно неприхотлив, и не требует себе удобрений. А зачем они ему? Этот садовый альфонс вполне успешно «забивает» своей активной корневой системой (более 2,5 м. в глубину) все окружающие его остальные цивилизованные растения, которые как раз и подкармливаются заботливыми хозяйками полезными добавками. Их-то люпин на халяву и присваивает себе. При этом дачный маргинал беспощадно обедняет и саму садовую почву, что для остальных растений когда-то может стать губительным.
Наверное, природная неприхотливость люпина как раз позволила ему комфортно чувствовать себя в американских пустынях Техаса, Аризоны и Калифорнии. Вообще, в США известно более 200 видов произрастающих сегодня там этих растений, именуемых еще как «волчьи бобы». (Кстати, перевод его названия с латинского «LUPUS» звучит именно как «волк»). Поэтому наши дачники и их жены с тещами, обсуждая планы долгожданной посевной на своем участке должны, конечно, хорошо подумать о том, стоит ли высаживать там этот хоть и красивый, но все же опасный цветок! Не всегда оказывается красота спасает мир… А теперь о ядовитости люпина.
Этот внешне безобидный цветок на деле опасен не только побратимам по грядке, но и животным, и даже людям! Дело в том, что цветущий красавец в изобилии содержит в себе алкалоиды (пьющим соотечественникам не путать с алкоголем!), т.е. опасные яды. Для полноценного и здорового человека их концентрация не очень опасна, а вот для людей с хроническими заболеваниями или ослабленной иммунной системой – очень даже (а для домашних кошечек или собачек вообще может быть смертельной)!
Кстати, те детские головокружения и галлюцинации, о которых мы говорили вначале, скорее всего и вызывались этими самыми алкалоидами. Современные медики, исследовавшие коварный сорняк, утверждают, что даже аромат этих цветов опасен и может вызывать не только галлюцинации, но и приступы аллергии, перебои с дыханием, нарушения нервной системы, а то и вообще смертельный отек легких! Поэтому желающие порадовать свою «половинку» красивым и чудно пахнущим букетом люпинов должны очень хорошо подумать о том, с какой именно целью они это хотят сделать…
Кстати, и травоядных животных зоологи запрещают кормить даже сеном, в котором оказались засушенные цветки люпина. На Руси издавна крестьяне очень тщательно следили за пастбищами для выпаса скота. И если на этих полях были замечены люпины, то скот туда более никогда не выгоняли, а от таких выпасов навсегда отказывались. И уж конечно ни в каком виде люпин нельзя использовать в качестве чая или ароматных добавок к человеческой еде! Хотя до сих пор многие интернет - магазины расхваливают на своих сайтах на все лады его «тонкий приятный аромат» и втюхивают при этом доверчивым бабушкам пакетики по сути с семенами обычной отравы.
Месть императоров?
Если спросить сегодня любого дачника: какой сорняк для него вреднее всего, тот сразу вскрикнет: «Борщевик!» и будет конечно прав, хоть и отчасти. Почему «отчасти»? Да потому что есть сорняки не менее коварные, чем известный всем борщевик. Например, «рейнутрия японская» или более известная как «спорошь».
Это растение до начала 19 века считалось таким же национальным достоянием Японии, как и секретные приемы каратэ. Вывозить его за пределы страны было запрещено под страхом смерти. Однако, в середине 19 века этот запрет на законодательном уровне был нарушен: дескать, разводите дорогие британцы славную азиатскую поросль и помните о садоводах из Азии! Знали бы бриты, какого троянского, вернее, «японского коня» они получают!
Растение оказалось настолько неприхотливым и плодовитым, что вскоре заполонило многие английские парки и поместья, напрочь похерив и знаменитые английские газоны. И не только их. Мощные ростки спороши, достигающие ростом до трех (!) метров, быстро научились покорять и асфальтовые покрытия, и булыжные английские мостовые, и бетонные перекрытия (например, пробить добротно укатанный асфальт для спороши – как для школьника проткнуть булавкой воздушный шарик).
Британцы, привыкшие к порядку и не любящие неожиданностей, впали в ступор от японского подарка. Тем более, что ни один способ избавиться от него так и не стал победоносным! Даже сегодня ученые всего мира констатируют, что, увы, от этого растения в их запасниках пока нет действенного ядохимиката.
Промучившись с «японским сувениром» почти полтора века, англичане официально назвали «рейнутрию» одним из самых опасных культивируемых растений и «природной чумой». В 1990 г. в Англии появился закон, запрещающий какую-либо культивацию этого растения. Также спорошь внесена в черный список самых опасных сорняков Всемирного союза охраны природы (ВСОП).
Ну а что Россия? А вот что. В нашей охочей до всего необычного стране японская поросль прижилась тоже быстро и с большой плодовитостью. Уже с начала 70-х «рейнутрия» стала активно покорять российские области, причем атака эта и не думает захлебываться, наоборот, с криком «банзай!» прет все далее.
Когда дачники охрипли от собственных ахов и охов, а ученые официально признали, что на сегодняшний день против этой азиатской нечестии у них способов борьбы нет, власти официально признали экологическую опасность нового заморского гостя, но… федерального закона, ограничивающего его распространение в стране, так и не приняли. Видимо, все рабочее время у законодателей уходило на разработку новых налогов и штрафов для населения. До сорняков ли тут?
Не случайно министр экологии и природопользования Московской области г-н Разин недавно чуть ли не слезно лишь призвал жителей Подмосковья «… прекратить это небезопасное садоводство». Только вот самой спороши эти слова как-то по барабану: как росла, так и растет, пробивая и асфальт, и фундаменты домов, и подземные коммуникации. Да, круто мстят нам «коллеги – японцы» и за Халхин – Гол, и за принципиальность в позиции с Курилами.
Кстати, в самой Великобритании ни один риэлтор не возьмется за продажу дома, если где-то поблизости обнаружатся даже ростки «рейнутрии японской»: новый домовладелец засудит потом до последнего исподнего! В противовес чопорным и привередливым англосаксам мы на различных сайтах отвечаем просто и без затей: «… это красивое и быстрорастущее растение… вызовет восторг и восхищение у ваших гостей и соседей!». Так, за лопаты, товарищи? Особенно на радость соседям.
Америка России подарила «пароход»
Конечно, на подарки типа пароходов или паровозов Америка не способна. За бабки – сколько угодно, а вот если просто «подарить»… Впрочем, кое-что нашей стране именно от американских коллекционеров все же перепало: например, американский ясенелистный клен. Название громкое, и многим россиянам, особенно москвичам , хорошо известное: достаточно выйти во двор и окинуть взором его дерева… В основном это и будут «клены ясенелистные».
После печального переворота в 1917г. страну накрыла не только экономическая, но и вполне себе экологическая катастрофа. Многие регионы России накрывала засуха, увеличивался недород, перли ввысь сорняки и т.д. Принимаемые меры не помогали.
Поэтому в 1948 г. был обнародован «Сталинский план преобразования природы», где борьба с засухой была названа приоритетной и включала строительство водоемов, полезащитных насаждений, защитных лесополос, парков и т.д. Ученые в первую очередь рекомендовали массово сажать дуб, липу, ясень, желтую акацию и др. Хотя бы потому, что их мощные корневые системы мешали бы другим менее полезным сортам деревьев забирать влагу из почвы и расти бурно и бесхозно. Более того, их кроны создавали бы мощный естественный защитный зонтик и от ультрафиолета, и от вредных промышленных выбросов, пыли и прочих загрязнителей атмосферы, а листья плодотворно бы поглощали углекислый газ, но…
В умах ретивых партийных исполнителей на первом месте все же был сталинский лозунг «Догнать и перегнать!». Желание быстрее рапортовать к очередному партсходняку о том, что задача партии выполнена, давило и времени на «подумать» не оставляло! Ко всему прочему с уходом за такими благородными деревьями как, например, дуб было слишком много хлопот. Тут как раз в чьей-то голове и всплыло название «клен американский ясенелистный», или как его еще называют на родине – «негундо».
Досконально узнать – каким путем: официальным или контрабандным этот «негундо» проник в Страну Советов, сегодня уже невозможно. Но он таки проник и начал по-американски шустро разрастаться на всей территории России, добравшись даже и до заполярья. Некогда бравые партдоклады «наверх» стали более пресными, а потом и вовсе засохли как отдельные веточки американского «негундо». Само же дерево, забыв об исторической родине, чувствовало себя в России комфортно и вольготно. Например, клен ясенелистный вовсе не бирюк в парке или сквере: очень быстро он обзаводится непроходимой чащей из своих же родственников, проредить которую очень и очень непросто.
Именно так случилось и в послевоенном Советском Союзе, который необходимо было отстраивать практически заново. До элитных ли деревьев тогда было? Зато американский клен – клон пришелся кстати: «потом разберемся!» - махнули рукой ленинцы и о ситуации забыли на многие – многие годы. Говорят, Лужкову даже докладывали о всех проблемах с этим деревом, но тогдашний мэр, ставший к тому времени в Москве и «властелином колец», лишь поморщился и отмахнулся. Тем более, что перед ним стояла гораздо более важная государственная задача: крышевание бизнеса любимой супруги и судебные тяжбы со СМИ, которые об этом осмеливались даже намекать.
Ну а дерево, не имеющее в природе естественных врагов и тем более - неестественных, росло себе и росло. В его мощной листве очень любят гнездиться птицы: автомобилисты, паркующиеся под «янки – деревом» это знают хорошо. В некоторых регионах России к этим деревьям стали даже перебираться и вполне себе домашние несушки, что не мешает им очень неплохо нестись.
Со временем в провинциях вокруг кленовых рощ стали кучковаться и лисы, и хорьки и куницы из окрестных лесов, что понятно: халявной пернатой жратвы полно, главное не зевать. Хуже, что появились случаи заболевания бешенством и не только среди животных. Ко всему прочему именно эти деревья для продолжения рода облюбовала и белая американская бабочка, считающаяся наряду с саранчой крайне опасным вредителем на планете. (Какая все же странная штука «селекция по-американски»: от бабочек до Байдена!)
Впрочем, говорят, что недавно в некоторых московских парках появились-таки работяги с бензопилами и порубочными билетами на этот самый клен. Может не за горами ситуация, когда строка Сергея Есенина «клен ты мой опавший» все-таки материализуется?
На войне как на войне?
Стоит признать, что в природе уже давно идет биологическая война, которую с легкой руки некоторых политизированных ученых лукаво называют «природной глобализацией».
Отчасти это правда. Например, всем печально известный борщевик завоевал Россию еще во времена Хрущева. Неугомонный генсек, притащивший из Америки в Советский Союз так и не прижившуюся здесь кукурузу, таким же волюнтаристским решением повелел и этот кавказский сорняк взращивать на наших полях как добавку в корм для скота.
Вскоре молоко от питавшихся этим «Бадом» буренок стало горчить и чем-то пахнуть. Затею тихо свернули, но… борщевик уже плотно зацепился за жирные российские земли.
Выход уже в современной России нашли быстро: проблему спихнули на плечи самих дачников, нещадно штрафуя их не только за борщевик на участке, но и за его поросли уже за заборами дачных соток. По сути – на государственных землях, к которым владелец шести соток никакого отношения не имеет. Видимо, губернские и прочие власти , понимая, что «точка невозврата» в войне с борщевиком бесславно пройдена, просто махнули на ситуацию рукой. Хотя уверен, что деньги, выделяемые на борьбу с беспощадным сорняком, столь же беспощадно ими «осваиваются». Может, министр сельского хозяйства РФ г-н Патрушев расскажет – как и на что? Тогда может и его подмосковный коллега г-н Разин прекратит беспомощно призывать земляков «… прекратить это небезопасное садоводство».
Которое, к слову сказать, они и не начинали.
P.S.
Напоследок добавим все же ложку цветочного меда в бочку экологического дегтя. Там, где буксует дуэт науки и власти, бал править начинают бабушкины советы. Прислушаемся к ним.
Если рядом с капустными грядками высадить сельдерей, там никогда не пропишется бабочка-капустница. Если среди рядов кабачков или цукини прорастет обычный укроп, там не поселятся огородные прожорливые улитки. А обычные перышки зеленого лука около посевов морковки навсегда отгонят от грядок морковную муху. Да и луковую тоже.
В общем, не все еще потеряно на Руси, дорогие земляки. И, как иногда все же точно выражавший свои мысли уже упомянутый Никита Хрущев, скажем: «Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!». Значит – за грабли и лопаты. Хороших урожаев!
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции