В Москве, в Гостином дворе, вчера, 1 апреля 2021 года, открылась выставка Art Russia Fair. Это и выставка, и ярмарка, где можно изумиться современному искусству и приобрести его. Для ценителей современного искусства это знаковое событие, потому что для большинства населения России современным искусством всё ещё является "Чёрный квадрат" Малевича, хотя для всего остального мира это уже классика, которой больше ста лет.
Мероприятие организовано Елизаветой Фроловой и Вадимом Лобовым, основателем и президентом корпорации "Синергия", специализирующейся на организационных и образовательных услугах. Вадим Лобов считает, что российский рынок современного искусства только начинает формироваться, и ему предстоит взрывной рост. Владелец Altmans Gallery Егор Альтман привел цифры: общий объём продаж предметов искусства в позапрошлом году составил около 68 миллиардов долларов, и одна только американская Gagosian Gallery продала искусства на 1 миллиард долларов - при том что весь российский рынок искусства в несколько раз меньше объёмов продаж арт дилера Ларри Гагосяна. В США продаются 44 процента от мирового, в Британии - 20 процентов, в Китае - 18 процентов, во Франции - 7 процентов, в Германии и Швейцарии по 2 процента, в Испании - 1 процент, а на весь остальной мир приходится всего 7 процентов, доля России колеблется в пределах мелкой статистической погрешности.
Поскольку представленное на ярмарке Art Russia искусство ничем по качеству не уступает мировым образцам, "Аргументы недели" задали господину Альтману вопрос: почему никто из российских арт дилеров до сих пор не открыл галерею в Нью-Йорке или Лондоне, чтобы представлять российских художников на Западе. Господин Альтман ответил, что его галерея перед пандемией открыла филиал в Тель-Авиве, но из-за понятных причин пришлось закрыться. И пообещал дать обстоятельную картину мирового рынка современного искусства специально для "Аргументов недели".
Одно из самых адекватных представлений о том, что есть современное искусство, дают работы молодой московской художницы, работающей под именем Katrin и развивающей направление, которое ею названо Freakin Hot Art, что можно было бы перевести как "самое что ни на есть ультрасовременное искусство". Katrin работает с образами всемирно узнаваемых мультяшных образов, такими как Русалочка, Симпсоны, Микки Маус и иже с ними, и помещает их в обстановку и ситуации текущей реальности - например, в МакДональдс, где персонажи закусывают макнагеттсами, гамбургерами и запивают их колой в условиях пандемии - на некоторых из них надеты маски - и делают селфи на свои смартфоны. Русалочка, как заправская чир-лидерша, позирует в кольце на баскетбольном щите. Напившийся в баре Винни Пух надевает на голову горшок из-под мёда, ему компанию составляет Дядюшка Скрудж и другие мультяшные персонажи, за соседним столиком ожидают заказа Микки и Минни Маусы.
Питерский по происхождению и уже сложившийся международный художник Пётр Фролов удивляет западную и особенно восточную публику своими работами. Его сложно отнести к какому-либо направлению, потому что больше всего его работы похожи на огромные и красочные иллюстрации к детским книжкам и сказкам. Он работает как маслом на холсте, так и на бумаге карандашами и различными красками на водной основе - гуашью, акварелью, акрилом. Многие работы невероятно трудоёмки, на создание иногда уходит полгода ежедневного двенадцатичасового корпения. Он создаёт невероятные азбуки для детей на основе русского и латинского алфавитом. Например, на картине, иллюстрирующей букву "Л", будут в едином сюжете объединены животные, растения, предметы, чьи названия начинаются на букву "Л" - львы, лисички, лягушата, лиственница, лилии и тому подобное - и таких объектов будут десятки.
Представляем вашему вниманию наиболее интересные арт-объекты ярмарки Art Russia.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции