Из всех праславян именно скифы были наиболее древним народом.
«…Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы…» –
писал замечательный русский поэт начала 20 века Александр Блок в поэме «Скифы», убеждённый, что этот многочисленный, могучий народ, населявший когда-то большую часть Евразии, является прямым предком русского народа.
Так считали многие выдающиеся историки прошлых веков. В.Н. Татищев, российский историк 18 века, писал, что «Белая Русь» у «древних писателей «именем СКИФИЯ ЦАРСКАЯ обозначалась». Согласно «Повести временных лет», эллины относили к скифским народам многие племена, впоследствии названных русскими, в том числе: полян, древлян, радимичей, вятичей, уличей, тиверцев, дулебов, и именовали их «ВЕЛИКАЯ СКИФЬ». Митрополит Московский и Коломенский Макарий (19 век) утверждал, что эллинские летописцы считали скифов и русов одним народом.
Этим и другим источникам можно верить ещё и потому, что скифские земли, простиравшиеся от Дуная и Балтийского моря через всю Евразию – до Китая, полностью совпадают с теми территориями, которые занимал и занимает русский народ. На карте карта Кристофера Селлариуса 1703 года даже Северный Ледовитый океан назван «Скифским».
Что же касается отождествления скифов со славянским народом в целом, то свидетельств этому множество. Указания на это можно найти и у древних историков: у Геродота, Херила Самосского, Епифания Кипрского, Страбона, Плиния старшего и многих других.
Как писала императрица Екатерина II «Великая» в «Записках, касательно русской истории»: «Скифы терпеть не могли, чтоб другие народы себя старейшими и древнейшими их сказывали». О скифах упоминали ещё в 8 веке до н.э. Гомер и Гесиод. В трагедии 5 века до н.э. Эсхила о Прометее говорилось, что за похищение огня тот «был прикован в Скифии». В 1 веке древнееврейский историк Иосиф Флавий писал о скифах, что «они от Магога произошли…», что «Магог поселил названных по его имени магогов, которых эллины называют скифами».
Об остальных же праславянах историки разных времён писали исключительно как о народах, «пришедших», «переселившихся» или «вторгнувшихся» с севера, из «холодных» земель. Это те же скифские племена, но впоследствии именованные уже иначе.
Из всего сказанного следует, что вот уж 3 тысячи лет живущий на землях своих прямых предков РУССКИЙ НАРОД ВЛАДЕЕТ СВОИМИ ЗЕМЛЯМИ ПО ПРАВУ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДОВАНИЯ. Потому и не удаются в долгосрочной перспективе все попытки отнять у русских хотя бы часть их земель, которые им всегда затем возвращаются.
Также несомненно и НАСЛЕДОВАНИЕ РУССКИМИ ВОИНСКОЙ СИЛЫ И МОГУЩЕСТВА СВОИХ ПРЕДКОВ – СКИФОВ.
В 5 веке до н.э. эллинский драматург Аристофан упоминал о вторжении скифского войска в Азию, а затем в Египет и рассказывал о наличии в Афинах постоянной скифской городской стражи. В том же 5 веке до н.э. эллинский историк Фукидид писал, что скифская армия в то время была самой большой армией мира.
«В Европе скифы господствуют», – подчеркивал эллинский историк 4 века до н.э. Ксенофонт. Тогда же эллинский учёный Исократ утверждал, что скифы – самый «способный к власти» и обладающий наибольшим могуществом народ. «До римского императора Константина I Великого скифам прежние правители Рима платили дань», – писал римский историк 3 века Евсевий Кесаверийский.
При этом, ВЛИЯНИЕ СКИФОВ НЕ БЫЛО МОГУЩЕСТВОМ ДИКОЙ ОРДЫ. Также как и русский народ, скифы всегда опережали своих противников в военных «технологиях» и, главное, в качестве своих «солдат». Скифы с детства воспитывались как всадники, мечники и стрелки из дальнобойных луков. А все передовые боевые тактики того времени, как правило, впервые появлялись в скифском войске. Как это было, например, в битве у реки Фат в 310 году до н.э., когда впервые был применён сложный маневр больших конных отрядов на поле боя (Диодор Сицилийский, эллинский историк 1 века до н.э.).
На удивление ПОХОЖА ОТКРОВЕННАЯ БОЯЗНЬ «ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВНИКОВ» В ОТНОШЕНИИ СКИФОВ И РУССКИХ. Флавий Арриан – эллинский историк и географ 2 века настаивал, что «в битве со скифами нужно стремиться не подпустить их близко и всячески избегать рукопашной схватки». О наступлении же на отходящих скифов он писал как о довольно осторожной операции, предусматривающей немедленный переход к обороне, если скифы «повернутся и снова нападут». А византийский император Флавий Маврикий Тиберий (6 век) подчёркивал, что «при подготовке к сражению со скифами надо заранее обеспечить возможность организованного отступления».
При этом СКИФЫ, КАК И ВПОСЛЕДСТВИЕ РУССКИЕ, ВСЕГДА ПРЕДПОЧИТАЛИ МИР ВОЙНЕ. Так, Павел Орозий, португальский историк 5 века сообщал, что скифы, в ответ на объявление им войны египетским царём Весозом, «пожелавшим захватить их земли», прежде чем разгромить его войско попытались его увещевать не воевать с ними.
Такое отношение к войне было у скифов естественным, так как единство и сплочённость этого народа-воина всегда обеспечивались традицией справедливости, добра и благородства. «Скифы наиболее справедливые и благонравные из всех живущих», – писал Страбон, римский историк и географ 1 века до н.э. Посидоний, эллинский историк 1 века до н.э. указывал, что характерными чертами скифов являлись «любезность, простота, справедливость». Тогда же эллинский историк Домитий Калистрат писал о скифах, что «ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют».
В книге «Законы» эллинского философа 4 века до н.э. Платона содержится свидетельство того, что в сравнении с другими народами скифы крайне негативно относились к стяжательству.
«Справедливость скифов в похвале была у соседних народов…, – писала Екатерина II «Великая». – Почитались у скифов семейные добродетели… И дружбу они весьма почитали».
Как всё это похоже на русских. Не так ли?
Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции