Виктимность российской науки
31 марта 2021, 10:00 [«Аргументы Недели», Александр Григорьев ]
В выходной день, в субботу, в здание Президиума РАН приехал министр развития того, чего нет, а именно экономики Максим Решетников. Цель визита: выяснить у ученых мужей баланс выброса в атмосферу парниковых газов и их поглощение лесами, полями и лугами. «Дайте мне конкретную цифру», - умолял министр. Седые ученые мужи кивали друг на друга, но военную тайну так и не раскрыли. Интересное было зрелище!
А если честно, то грустно, девушки… Грустно от того, что за тридцать лет сделали с когда-то могучей, а порой и ужасной Академией Наук СССР. Можно сколь угодно хаять коммунистов, но ученых они чтили и поддерживали. Нынешнее же властное семя, начиная с молодых мэнээсов 90-ых, за радость считают добить оставшихся. Какой-то комплекс неполноценности что ли? Неудовлетворенная поллюция на тех, кто знает на порядок больше чем ты, такой весь из себя начальник? Или сознательная линия, чтобы страна не поднялась больше?
Справедливости ради надо заметить, что и сами ученые, может быть в силу интеллигентной трусости, избрали блатную тактику: «Умри ты сегодня, а я завтра». Говорят младореформаторы в мокрых штанишках ходили к Ельцину и стучали кулачками по столу: «БрН, разгоните Академию! Это оплот коммуняк». Однако Борис Николаевич был поумнее, и сказал своему соседу, тогдашнему президенту уже РАН Осипову: «Сидите тихо, авось, пронесет!»…
И все сидели как мыши. Что-то делали, эмигрировали тысячами, десятками тысяч, сотнями… Американцы после российского научного цунами на много лет свернули прикладные исследование Мирового океана. Информации, которую в своих мозгах привезли «русские», было так много, что ее требовалось вначале обработать. То же самое: в физике, в прикладной математике, химии и т.д. и т.п. Шахтеры стучали касками, ученые стыдливо торговали на рынках. И молчали, хотя в те годы еще говорить было ненаказуемо.
К середине десятых годов нового века государство добралось и до науки. Вначале срезали и без того нищенскую зарплату через закон о бюджетных организациях. В 2013 году провели реформу Академии, отобрав научные институты, деньги. Было пару-тройку митингов, еще с десяток тысяч уехало. В это время родилась грустная шутка: «Что такое американский университет? Это место, где китайских студентов учат русские профессора».
Затем сливали-разливали, уничтожая целые научные школы. Отбирали землю и здания, пуская под нож лаборатории. Ломали теплицы, хороня полувековые эксперименты. Забивали на мясо родительские стада российских генофондных овец, свиней, коров. Ученые, буквально жизнь положившие, чтобы вывести эту породу, уходили от инфарктов. Остальные молчали: «Лишь бы не заметили! Лишь бы пронесло!».
И так по всей научной вертикали: с основания пирамиды до вершины. Те, кто наверху, за исключением единиц, то ли смирился с пожизненной стипендией, прикреплением к элитной поликлинике, небольшому золотому дождю, осыпающему смирившихся, то ли стал жить по принципу: «расслабься и постарайся получать удовольствие». И ведь получают!
«Какую страну, какую науку прос…! Варвары!», - накануне награждения второстепенным орденочком, кричал один из «этих». А на следующий день позировал в Кремле и на камеру благодарил партию и правительство за заботу о российской науке. И имя таким легион. Они везде: в научных институтах, в университетах, в истеблишменте Академии. Именно они сегодня «задают тренды», именно они говорят: «не политизируйте науку!», «Президиум не место для дискуссий». Именно они говорят: «Мы сделали вакцину не вопреки! А только благодаря неустанному вниманию, бесценным советам, чуткому руководству!».
Молодые ученые, только пришедшие в этот «ужатник друзей», смотрят на «старших товарищей» и каждый для себя решает: «С кем вы, мастера культуры?». Видимо, в зависимости от меры внутренней подлости.
Во многом Академия заслужила то, что с ней сделали. Она должна была защищать российских Каллиоп и Ураний. А она думала только о том, как выжить самой.
Есть такой термин «виктимность». По-русски говоря, умение попадать в одно место постоянно и хронически. Таких людей отличает: «отсутствие желания брать на себя ответственность, отстаивать свои права, подчиняемость, доверчивость и др.».
Никого не напоминает г-да академики и членкоры?