Как должно быть согласно законодательства? В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
На основании пункта 1 статьи 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. В соответствии со Статьей 309 обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно статье 310, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. На основании пункта 1 статьи 393 должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Согласно, Статьи 793, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, а соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны.
А вот на практике, так бывает не всегда. В период так называемой «пандемии» многие столкнулись с отменой авиарейсов и тем, что авиакомпании и их посредники и услугу не оказали и деньги не хотят возвращать за не оказанную авиаперевозку. Принимая во внимание Закон о защите прав потребителя Статью 37, оплата установленная договором произведена, а значит свои обязательства потребитель перед исполнителем выполнил. Однако, компании в нарушение ГК РФ Статьи 786, Статьи 792 и Закона о защите прав потребителей Статьи 4, не исполняют обязательства в части оказания услуги. Согласно Воздушного кодекса Российской Федерации Статьи 108 пункта 2, вынужденный возврат подразумевает задержку рейса, и в этом случае обязаны вернуть деньги, в том числе и в случаях перевозки до/от аэропорта трансфера по разным билетам.
Существуют ли способы, что бы вернуть деньги, и законно ли вам отказывают?
Способ 1. Возвратный платёж — это процедура опротестования совершённой транзакции через банк. Он носит название «чарджбэк» (chargeback) или «диспут» (dispute), что переводится с английского как «спор». Этот способ возможен только тогда, когда вы произвели оплату банковской картой. В этом случае банк будет защищать ваши интересы перед недобросовестными продавцами. Способ весьма эффективный и довольно простой, а потому удивительно, что о нём мало кто знает. Способ еще хорош и тем, что он международный. Не важно, в какой стране вы заказали услугу или оплатили товар. В большинстве случаев, достаточно грамотно составить заявление в банк, и если продавец не сможет доказать, что услуга была вам оказана, деньги, скорее всего вам вернут. В большинстве случаев у плательщика есть возможность вернуть деньги в течение 540 дней со дня совершения оплаты покупки. Тонкостей у этого способа не так много, да и достаточно подробную информацию о нём найти просто, а потому не будем углубляться.
Способ 2. Вернуть деньги через суд. Тут довольно много нюансов, и как показывает практика, далеко не каждый о них знает, чем и пользуются недобросовестные продавцы. Рассмотрим самые основные моменты. Пожалуй первое, о чём думает среднестатистический обыватель, это о потере времени, и дополнительных финансовых потерях. Если суд, то это куча бумажек и это стоит денег, да ещё и далеко не факт что чего-то получиться добиться. Тут могу сказать, что если ничего не предпринять, то точно ничего не получится и придётся смириться с теми условиями, которые навязал продавец (ваучер или возврат денег через несколько лет), а то и вовсе смириться с финансовой потерей. Касаемо напрасно «потерянного времени»…да, в системе правосудия Российской Федерации, и в любой другой, это возможно. А вот что касается «финансовых потерь», это весьма спорный вопрос. Важно знать, что согласно закона «О защите прав потребителей» Статьи 17 части 3 и Налогового кодекса Российской Федерации Статьи 333.36 часть 2 пункт 4, истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Платить юристу тоже не обязательно. Средний уровень пользования интернетом, вполне позволит найти публикации о необходимых действиях, образец досудебной претензии и образец искового заявления, останется подставить только свои данные. Согласно законодательства, исковое заявление в суд подают только после досудебной претензии к компании. Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (п. 3 ст. 132 ГПК РФ). Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 ГК РФ, статьи 17 Закона о защите прав потребителей, статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции. Так же об этом сказано в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". В каком суде будет рассматриваться исковое заявление, в этом случае будет зависеть от суммы исковых требований. Если сумма финансовых потерь за авиабилеты не превышает 100 000 рублей, то такие дела рассматривает мировой судья, а если превышает, то такие дела рассматривает городской или районный суд. Согласно ГПК РФ Статьи 23 части 1 пункта 5, гражданские дела, подсудные мировому судье по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей.
Кроме того, в суде истец может не только отстоять свои права и вернуть обратно свои деньги, но и получить финансовую компенсацию:
Воздушный кодекс Российской Федерации Статья 120 за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более пятидесяти процентов провозной платы.
Закон РФ «О защите прав потребителей» Статьи 13 пункт 6, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Статья 28 пункт 5. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Гражданский кодекс Российской Федерации, Статья 393, должник обязан возместить убытки в полном размере причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Часть 1. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Статья 309 обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В случае нарушения обязательств начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами.
Возмещение морального ущерба. ГК РФ Статья 151 и Статья 1101, Закон РФ «О защите прав потребителей» Статья 15, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 пункт 45.
Важно и то, что в суд ходить не обязательно, но об этом надо указать в самом исковом заявлении, или в отдельном ходатайстве к нему. Наличие уважительных причин для отсутствия, значения не имеет. Отправлять исковое заявление можно по своему месту жительства, или месту нахождения ответчика ( п.2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ч. 7 ст. 29 ГПК РФ). Это если российская авиакомпания.
Когда авиабилет приобретали напрямую через российскую авиакомпанию, то тут всё ясно и понятно кому и куда отправлять корреспонденцию, и на кого подавать судебные иски. Дело обстоит иначе, если авиабилет приобретался через посредника. Если этот посредник зарегистрирован в России, то он обязан подчиняться законодательству РФ, и тут у вас все шансы. Обычно, такие посредники всячески увиливают от ответственности. Тут они пользуются различными уловками, которые могут сбить с толку обычного обывателя. Рассмотрим наиболее распространенные уловки.
1.«Мы не авиаперевозчики, мы только посредники, для возврата денежных средств обращайтесь к авиаперевозчику напрямую».
Зачастую авиаперевозчиком является иностранная компания, и добиться чего-то от них вряд ли получится. Даже владея знанием английского языка, вряд ли кто-то решится подавать на авиакомпанию в иностранный суд. Да и должен ли? Договорные отношения были с посредником, значит и отвечать перед заказчиком тоже ему. Представитель компании становится обязанным в тот момент когда совершает сделку от своего имени, что доказывается выставляемыми счетами, которые были акцептированы (оплачены).
ГК РФ Статья 1005 пункт 1, По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Подтверждает это и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 пункт 48, а так же закон "О защите прав потребителей" Статья 16 часть 1.
В связи с указанным, вся ответственность в неисполнении договора у исполнителя, равно как и возврат платежного средства, возмещение убытков заказчику. Договорные отношения с компанией, как агента, с перевозчиком как принципала, находятся за пределами договора между исполнителем и заказчиком, и должны решаться между ними отдельно от заказчика.
2.«отказ возврата платежных средств в связи с пунктами договора оферты»
Мало кто знает, что соглашение на сайтах и пункты в них, юридически ничтожны. Представители компании довольно часто стараются убедить клиента, что это соглашение, является публичным договором, и то, что клиент поставил «галочку» это уже является заключением договора. Это далеко не так. Согласно ГК РФ Статьи 426 части 1 Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность. Статья 433 часть 1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Даже если клиент согласился с условиями договора, это ещё не значит, что он подписал договор. Так же и само согласие не является акцептом и заключением договора. ГК РФ Статья 438. Часть 1 Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Часть 3 Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Но «договор публичной оферты», на который ссылаются представители компаний, юридически ничтожен и не может иметь правовых последствий, так как не заключен и не акцептован. В нём отсутствуют обязательные реквизиты, такие как дата, подпись и печать. Как показывает судебная практика (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу N А56-69259/2011, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 по делу N А55-2856/2013 и т.д.), отсутствие подписи со стороны оферента не свидетельствует о намерении делающего предложение лица считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Так же, если договор не содержит номера и даты, то является только образцом, и не может расцениваться как оферта и быть принят в качестве надлежащего подтверждения волеизъявления истца, направленного на заключение договора. Высший арбитражный суд в определении № ВАС-7240/12 по делу № А57-9149/2010 от 19.07.2012 прямо указал, что направленная оферта не могла признаваться надлежаще оформленной, поскольку проект договора не был подписан. Договор в котором отсутствуют такие реквизиты как подпись и печать, не является документом, и не имеет юридической силы, согласно действующих ГОСТ, а именно ГОСТ Р 51141-98, ГОСТ 351141-98, ГОСТ 6.30-2003 Статья 2 пункт 3.19, пункт 3.22, ГОСТ Р 51141 98, равно как и копия документа, согласно ГОСТ Р 51141 98 и Постановления Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 477. Так же следует учитывать, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, согласно ГК РФ Статье 422 части 1. Ещё следует учитывать Закон "О защите прав потребителей" Статью 16 часть 1 Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.
Такой «публичный договор» не относится к договорным отношениям в силу своей юридической ничтожности. Договорные отношения в этом случае подтверждаются осуществлением услуги в виде подбора авиабилета, согласно ГК РФ Статьи 779 части 1, и дальнейшей оферты в виде счёта, что является участием в договоре исполнителя, и акцептом, согласно ГК РФ Статьи 438 части 3, в виде уплаты соответствующей суммы, что является участием в договоре заказчика.
3.«разъяснения с официальных сайтов, инструкции, постановления, указы, приказы и т.п.».
Тут всё просто. Как видно из уже указанного, документы которые имеют хоть какую-либо юридическую силу, должны быть заверены печатью и подписью, только тогда это документ и тот, кто его подписал, несёт за это ответственность. Такой документ, если вам его предоставят и если он противоречит закону, можно оспорить в суде. Но самое важное в этом то, что права человека и гражданина, могут быть ограничены только федеральным законом, и это указано в Конституции РФ в Статье 55 часть 3. Все эти инструкции, разъяснения и прочее, носят рекомендательный характер, или касаются только служащих, а потому не могут ограничивать ваши права, так как не являются федеральными законами. Когда документ это федеральный закон? Конституция РФ Статья 105 пункт 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции