Мало кто замечал, что крайне интересной особенностью мира Хайбории (созданного талантом всех времён и народов Робертом Говардом) является отсутствие вселенского зла наподобие того, что мы видели в творениях Толкина или Льюиса.
К примеру, в Хрониках Нарнии герои нередко сталкиваются с чем-то глобальным и разрушительным. В «Лев, Колдунья и Платяной Шкаф» дети Пэвенси сражаются со злобной Белой Ведьмой, мечтающей поработить всю Нарнию. В других книгах им то и дело приходится спасать миры от какой-нибудь тёмной силы. Про «Средиземье» Толкина даже говорить нечего. Есть Моргот, тёмный бог (валар), аналог антихриста в мире Арды, и есть Саурон Гортхаур, его главный наместник и посланец из расы майар. Но вот у Говарда такого масштабного зла в сеттинге не присутствует. Почти во всех рассказах о Конане-варваре, главному протагонисту приходится сражаться лишь со своими сородичами. А высшей формой зла являются алчность, высокомерие и жажда власти.
Но всё же и в Хайбории не обошлось без тёмных и злобных божеств. Многие из них, кстати говоря, существовали в реальных религиях древности. В Хайбории присутствует иранистианский бог Ахриман, полная противоположность Ормизда. Считается, что он был сыном Митры, как и его брат Ормизд. Только потом Ахриман пал к высокомерию, посчитав себя более совершенным творением Создателя. Здесь мы видим ярый намёк на христианскую борьбу Бога и дьявола, а заодно и аналогии с зороастризмом. В зороастризме так же существовала дуальность, что на Небе, что на Земле. Дуальность Света и Тьмы была основой, на которую опирались древние жрецы. Вот только в Хайбории нет никаких аватаров этих самых божеств. Они упоминаются только как Боги в различных верованиях. Их чтят или боятся, им поклоняются и им приносят дары. Но сами они никак не появляются в мире смертных. Если вспомнить ту же Нарнию или Арду, то там Боги спокойно живут среди смертных. В Нарнии правит лев Арслан, местный аналог Валар. В Арде же идёт долгое противостояние между Светлыми Валар и тёмным Морготом. Всё это сопровождается мощнейшими магическими штормами и битвами аватаров.
Конечно же не стоит забывать про Сета и Нергала. Сет считается главным божеством в Великой Стигии, стране колдунов и некромантов. Это змееподобное создание несёт в себе Тьму и Хаос. Представляет оно собой Великого и Всепоглощающего Змея. Когда Говард создавал Сета в Хайбории, он приписал ему многие достижения не только от древнеегипетского аналога, но и от Апофиза, повелителя Вечного Хаоса. Колдуны-змеепоклонники считаются могущественными из всех людей на Земле. Они повелевают армиями мёртвых, могут насылать чуму и различные болезни, раскалывать материки и вызывать чудовищные катаклизмы. Но всё же нет ни одного произведения Говарда, где Сет появился бы собственнолично. Он даже не разговаривал через своих волшебников. Нигде об этом у писателя не упоминалось. Что до Нергала, то он считается шемитским богом мёртвых. В других вариациях, его считают воплощением хаоса и разрушения. Его отображают, как огромное чудовищное создание, голова которого увенчана рогами. Со временем Сет всё-таки заменил Нергала у шемитов в качестве вселенского злодея.
Несмотря на обилие Богов и различных верований, главной злой силой в мире Хайбории были и остаются сами люди. Во всяком случае, это касается произведений оригинального Говарда, а не его всевозможных последователей, которые напридумывали всё, что можно. Люди в мире Говарда – самое величайшее из всех зол. Ведь человек разумный порою бывает куда страшнее в своей жестокости, чем даже самые жуткие демоны ада. Нередко даже Боги содрогаются при виде людской неистовости и злобы.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции