Все мы смотрели легендарный фильм с Арнольдом Шварцнеггером под названием «Конан-варвар» далёкого 1982 года, зрелищный фэнтезийный боевик про Хайборийскую эру Роберта Говарда. Режиссёром картины выступил всемирно известный Джон Милиус, также прославившийся как сценарист жёсткого триллера на тему Въетнамской войны «Апокалипсис сегодня». Главным злодеем в «Конане» выступил могущественный волшебник Тулса Дум, представитель вымирающей расы змеелюдей.
Именно он безжалостно расправился с семьёй юного киммерийца. Весь фильм Конан растёт, развивается в боевых искусствах и пытается отыскать убийцу своих родителей. Вскоре он находит его, заручаясь поддержкой амазонки Валерии и гирканца Субатая. Тулса Дум оказывается куда более могущественным существом, чем все думали. Он возглавляет зловещий культ Сета, змееподобного тёмного бога, отравляющего мир Хайбории злом. В конечном Конан вступает в бой с Тулса Думом и убивает его. И вот, свершив свою безжалостную месть, могучий варвар отправляется навстречу новым приключениям.
Правда мало кто знает, что от Говарда в фильме «Конан-варвар» присутствуют лишь названия персонажей, стран и материков. Сам сюжет был полностью сконструирован сценаристами во главе с режиссёром. Почти ничего от истинных произведений Роберта Говарда в них нет. Тот же Тулса Дум, например, вообще герой из другой саги. Этот колдун был главным врагом вовсе не Конана-варвара, а другого персонажа, известного под именем Кулл. По хронологии Хайборийского мира Тулса Дум жил за тысячелетия до существования известного киммерийца. Да и выглядел он совсем не как темнокожий стигиец, а как череповидный некромант, больше напоминающий лорда Волан-де-Морта из сеттинга «Гарри Поттер». Возможно, это вдохновило саму Джоан Роалинг на создание антагониста в своих романах. Тулса Дум является главным и ключевым злодеем рассказа Говарда «Череп и Кошка», где основные действия происходят во времена Турийской эпохи. Никакой Хайбории тогда ещё в помине не было. Просто авторы решили поместить Дума именно в Хайборийскую эру и столкнуть его с мускулистым Шварцнеггером… то есть, конечно же с Конаном-варваром. В фильме чернокнижник представлен в виде сурового длинноволосого мужика с длинными волосами и выделяющегося смуглой кожей. Это был настоящий отход от истинного канона Роберта Говарда.
Светловолосая амазонка Валерия, помогавшая киммерийцу в борьбе с чудовищами, имела на деле аквилонское происхождение, и никогда не принадлежала к суровым степнячкам-воительницам. Смерть Валерии в фильме – явный намёк на «Песнь о Бёлит» из оригинальных саг Говарда. Валерия отчётливо говорит, что придёт на помощь Конану даже после смерти. Тем самым она выражает ему свою истинную любовь. Но ведь именно эти слова говорила королева пиратов по имени Бёлит. Однажды Конан путешествовал вместе с аргосскими моряками, на их корабль напали пираты, состоящая в основном из жителей Чёрных Королевств. Возглавляла их прекрасная полуобнажённая особа, совершенно не стеснявшаяся светить прелестями перед кучей темнокожих бугаев. (Говард просто обожал полуобнажённых женщин в своих романах и всегда расписывал их со всеми подробностями). Увидев Конана, она до беспамятства влюбилась в него и не стала убивать киммерийца. Конан ответил ей взаимностью, и вскоре стал вторым командующим в её пиратской флотилии. Потом Бёлит и Конана занесло в джунгли Южной Стигии, где они столкнулись с представителями внеземной расы, последними из них. Признаваясь в любви к киммерийцу, пиратская королева сказала, что даже если она умрёт, то всё равно будет во что бы то ни стало защищать своего короля. Вскоре так и случилось. Умерев от руки инопланетной твари, Бёлит всё равно не погибла до конца. Когда Конан отчаянно бился с монстром, она на секунду появилась в воздухе и отвлекла чудовище от своего возлюбленного. То же самое произошло и в фильме «Конан-варвар». Только там была уже не Бёлит, а Валерия.
По правде, по саге о Конане-киммерийце ещё не вышло ни одного кинофильма, который в точности бы повторял сюжет из творений Роберта Говарда. Даже известная реализация хроник Кулла Завоевателя была попросту списана с других работ. Например, сюжет фильма про Кулла – это всего лишь простой плагиат с произведения «Час Дракона». И сразу же задаётся вопрос, отчего же создатели поленились просто экранизировать «Час Дракона»? Сюжет там вполне интересный. Заговорщики из Немедии, чтобы свергнуть Конана как короля, воспользовались чёрной магией и воскресили Ксальтотуна, древнего колдуна из Ахеронской империи. Но впоследствии, они уже сами начали понимать, что они пробудили на свет настоящего дьявола, способного уничтожить всё живое на планете. В фильме про Кулла Завоевателя место Ксальтотуна заняла Акиваша, стигийская колдунья-некромант. Акиваша играла свою роль и в «Часе Дракона», но только эпизодическую. Весь основной сюжет был посвящён борьбе Конана за собственный престол. Экранизаторы своими творениями умудрились перепутать всю вселенную Хайбории. Получается, что в дилогию о Конане они засунули всё, что должно быть в Турийской эпохе. А в Турийскую эру решили поместить героев из Хайбории. Получилось довольно странно и весьма неестественно. Но это уже никак не исправишь. Остаётся надеяться лишь на новую серию экранизаций Конана-варвара, которая была бы основана на истинных работах Говарда без всякого «фанфика» и «левака».
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции