Общественный и политический деятель, известный адвокат Михаил Барщевский ответил на вопросы спецкора «Аргументов недели» Константина Крохмаля.
Как появилась игра Что? Где? Когда?
Ровно 45 лет назад 4 сентября 1975 года на советских телеэкранах появился первый выпуск нового интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?», да это было первое телевизионное шоу в СССР. Полное название игры, основанной телеведущим Владимиром Ворошиловым называлось «Семейная викторина «Что? Где? Когда?». Принцип заключался в соревновании двух команд за круглым столом, ответом на вопросы за очень короткое время, именуемые по боксерски раунды проводились до победы одной из команд. Тогда в период социалистического соревнования, комсомольских строек, перенос принципа соревнования стахановской идеи в формат интеллектуальной телеигры, в которой команда из шести знатоков в течение шестидесяти секунд ищет ответы на вопросы телезрителей, казался немыслимым для «брежневского застоя». И несомненно, что популярность игрового шоу началась сразу с первого показа игры на телеэкранах.
Краткая история самого необычного шоу российского телевидения.
Вначале, телевизионные съёмки «Семейной викторины Что? Где? Когда?» проходили в квартирах каждой из участвующих в игре семей. Название игры, её правила, а так же призы, неоднократно менялись и в 1976 году программа претрансформировалась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?» и с этого момента она обрела свое постоянное название, которое мы видим до сих пор. Команды игроков на участие в интеллектуальном соревновании, стали формировать из числа желающих, кто подал предварительную заявку и тогда же участников игры за игровым столом, стали называть «знатоками».
Кстати в записи первых выпусков передачи снимались в основном студенты МГУ, игровой стол оборудовали в баре телецентра «Останкино» и съемки программы осуществлялись почти 7 лет с 1975 по 1982 год. На этом месте программа не осталась, стала перемещаться меняя локацию, формат программы, перейдя на трансляцию игры в прямом эфире и в 1983 году из Останкинского бара, игра переехала в центр Москвы на улицу Герцена, дом 47. В 1987 году, были три успешные игры из Болгарии, которые транслировались в прямом эфире. С 1988 по 1989 год программа имела локацию в Центре Международной Торговли на Красной Пресне и провела десять игр с международными участниками команд и экспертов из США, Франции, Польши и Болгарии и после этого, в 1990 году, переместилась в Нескучный сад в знаменитый Охотничий домик, из которого и ведутся трансляции игры по настоящее время.
У Ворошилова был тяжелейший характер, как у любого гениального человека.
- Правда ли, что ваш юридический вопрос привлек внимание Владимира Яковлевича Ворошилова, и после сложного разговора, местами даже на повышенных тонах, он пригласил вас в клуб?
- Там история была такая – «Что? Где? Когда?» - это хозяйствующий субъект, аренда помещений, договоры с осветителями, заказ техники, и ко мне в свое время обратились Наталья Стеценко и Андрей Козлов как к адвокату по юридическим вопросам, касающихся деятельности фирмы «Игра». В ходе разговора я им сказал, что у вас странная ситуация – возникает спор между ведущим и знатоками, и спор решает ведущий, но должна быть третья сила, судья, который разрешает спорную ситуацию. Мне через несколько дней позвонил Ворошилов: «Что это у вас за бредовая идея?» Я ему сказал: «Приезжайте, поговорим». Он приехал ко мне, а у него был тяжелейший характер, как у любого гениального человека и очень умного, и он не терпел дураков. Я тоже не терплю дураков, меня дураки раздражают, на чем мы, собственно, и сошлись. Он спросил, что это у вас за идея? Я ему говорю, вот такая-то. Тогда вы и будете этим самым судьей. Я? Оно мне надо? Где я и где «Что? Где? Когда?»? Тогда он говорит, что давать советы все могут, а ты сделай что-нибудь. До этого, у меня был очень большой телевизионный опыт и телевидения как такового я не боялся, а он меня взял на слабо, и я появился в качестве защитника знатоков. Дальше уже был этот увлекательный процесс, прямой эфир, спорные ситуации и соображать надо моментально, а Ворошилов за словом в карман не лез, у него реакция была совершенно фантастическая и, видимо, ему понравилось, что появился оппонент, который мог ему противостоять. Он любил роль на сопротивление, такое понятие есть в театре. Он любил, когда ему кто-то сопротивляется, ему было интересно.
- Как в сопромате сопротивление металлов?
- Да, и мы даже подружились, долгие годы были друзьями, я приезжал к нему домой, он ко мне, мы общались очень тесно и не только на тему «Что? Где? Когда?».
Ворошилов брал на слабо.
- Вы сказали, что Ворошилов вас взял на слабо, а в жизни, в вашей практике вас часто брали на слабо и легко ли взять Барщевского на слабо?
- Я живой человек, я же не памятник сам себе, и ничто человеческое мне не чуждо, поэтому, меня на слабо можно взять, но раньше в большей степени, сейчас в меньшей степени, как пел Высоцкий «лучше гор могут быть только горы, я себе уже все доказал». Но, очень часто я сам себя могу на слабо взять. Когда мне надо решить какую-то проблему, я себя спрашиваю, ну что, можешь или уже не можешь? Я себе доказываю, а не другим.
Я не понимаю тайну «Что? Где? Когда?»
- Как, по вашему мнению, изменились вопросы от телезрителей в игре «Что? Где? Когда?». Сейчас они сложнее или проще по отношению к тому времени, когда вы начинали участвовать в этой игре?
- Они не могут стать проще потому, что они не повторяются, и начинается все от простого к сложному. Первое время вопросы были проще, сегодня сложнее. В «Что? Где? Когда?», в отличие от многих других интеллектуальных игр, не пропускаются вопросы на знание. Принимаются вопросы на сообразительность, на логику. Там нет вопросов, в каком году родился такой-то или в каком году была такая-то битва. То есть, вопросы на знания не задаются в отличие от всех других интеллектуальных игр, здесь вопросы на интеллект. Чем отличается «Что? Где? Когда?» от всех остальных интеллектуальных игр тем, что это единственная игра, которая является реально интеллектуальной, а не эрудиционной. Разные вопросы. Иногда бывают шикарные вопросы, и, когда ты узнаешь ответ, то просто АХ! Бывают вопросы, которые совершенно неинтересны, удовлетворительные, я бы назвал их дурацкие, но процент дурацких вопросов не превышает 10%, и это вполне приемлемо. Но самое забавное, это, когда игроки берут дурацкий вопрос.
В «Что? Где? Когда?» вопросы не на знания, а на сообразительность.
- Существует мнение, что в «Что? Где? Когда?» вопросы сделаны по принципу, или аналогии с игрой «Кто хочет стать миллионером?», то есть, идет нижний уровень сложности и верхний. Они все перемешаны, но в результате есть определенная возможность, когда ты заведомо можешь ответить на половину вопросов, а вторая половина перевешивает чашу весов.
- Категорически не согласен ни с одним тезисом, который вы сказали. Принципиальная разница с «Миллионером» заключается в том, что «Миллионере» тебе дается 4 ответа, один из которых правильный, и вероятность правильно ответить, ничего не зная, совсем не слабая, 25%. Это лотерейный билет, а ваша вероятность угадать цифры гораздо ниже, это первое. Второе, как я уже сказал, что это вопросы не на знания, а на сообразительность, и тут очень много зависит от звезд, что называется. Я не понимаю тайну «Что? Где? Когда?». Есть потрясающий игрок Борис Левин. У него какой-то день идет игра – есть настроение, так звезды сошлись, и команда всегда выигрывает. А может быть так, что Боря просидит всю игру, вообще не открыв рта. Я достаточно мало играл, но какие-то моменты чувствую, и бывает когда интуиция мгновенно срабатывает, а в какие-то дни молчит. Возьмите любого писателя, поэта, которого муза посетила или не посетила. Тут, то же самое – творческий процесс. Стою около стола, ребята играют, и я знаю ответы почти на все вопросы, а бывает, что за всю игру ни одной правильной версии в голову не пришло. Это, как у Высоцкого «муза посетила, посидела и ушла», бывает, что ушла, а бывает, что не ушла. Это какая-то магическая игра.
В «Что? Где? Когда?» не может быть решения, удовлетворяющие обе стороны.
- В клубе «Что? Где? Когда?» вы долгое время выступали в качестве защитника интересов знатоков. Были ли у вас конфликтные ситуации, и как приходилось находить решение, которое удовлетворяло обе стороны?
- Никогда не пытаюсь найти решения, которые удовлетворяют обе стороны. Это только тогда, когда я был адвокатом, всегда старался гражданские дела заканчивать мировым соглашением, исходя из принципа худой мир лучше доброй ссоры. В «Что? Где? Когда?» не может быть решения, удовлетворяющие обе стороны, такого не бывает. Я просто сказал, что буду отстаивать то, что считаю правильным и не важно, в чью это было пользу, и всегда старался занимать сторону слабой стороны, а слабой стороной в «Что? Где? Когда?» относительно ведущего являются знатоки, потому что последнее слово за ведущим, он командует. Поэтому, слабая сторона всегда знатоки.
От имени редакции.
В настоящее время программа «Что? Где? Когда?» - это интеллектуальный клуб «знатоков», который захватывающе интересно и умно соревнуется с командой телезрителей. За многие годы существования игра многократно была удостоена премии ТЭФИ и конечно же признания многомиллионной аудитории не только в России, но и за рубежом. От имени всех читателей, поздравляем с юбилеем коллектив программы «Что? Где? Когда?».
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции