> Волжский курорт класса люкс - Аргументы Недели

//Мнение 13+

Волжский курорт класса люкс

6 сентября 2020, 12:58 [«Аргументы Недели», Иван Иванов, кандидат исторических наук, автор романа "Дети империи" ]

фото: Иван Иванов

Сказочно красивый, живописный высокий берег Волги-матушки, весь в яркой зелени садов и веселом многоцветье крыш аккуратных домиков, оврагами и уступами сбегает к чистой ухоженной набережной. Слева - широкая водная гладь. На поверхности и над ней - чайки, а рядом с берегом - дикие утки. Все они охотятся за рыбой, которая в этом экологически чистейшим месте водится в изобилии. А справа - восстановленные в их первозданном виде одно- и двухэтажные дома. Полное впечатление, что колесо истории повернулось вспять, и я совершил путешествие в прошлое - 19 и самое начало 20 века. Это прекрасный, древний русский город Плес.

Как всегда, река потрясает. Спокойная, чистая, полноводная, она навевает мысли о бренности всего сущего, вечности и главных человеческих ценностях. На меня эта идиллическая картина действует особенно сильно. Все таки Водолей. И это моя стихия.

Именно в этом удивительном уголке древней Руси многие годы жил и работал мой любимый пейзажист Исаак Левитан. Естественно, что впервые прибыв в город, я сразу же отправился в Дом-музей человека, ставшего нашей национальной гордостью. Двухэтажное здание любовно сохранено. Правда, оно уже не такое, каким было при жизни художника. Тогда оно было трехэтажным. А значительно позже, когда рядом обустроили водохранилище, вода поднялась. Пришлось поднять и набережную. А первые этажи при этом ушли под землю.



Это был дом богатого купца. На первом этаже располагалась его бакалея и лавка колониальных товаров. На втором жил сам хозяин. А третий за символическую плату сдавал трем друзьям-художникам. Это были Левитан, Кувшинникова и Степанов. Они были невероятно талантливы, но бедны. Поэтому довольствовались двумя небольшими комнатами. В одной - их подруга, в другой - два товарища. Причем, у двух молодых людей в первый год жизни в Плесе не было даже постелей. Они спали на полу, на набитых тряпьем мешках. Позже в комнате Кувшинниковой, где они любили пить чай, появился рояль, а Левитан купил гитару. Все трое обожали хорошую музыку, хорошо знали классику. И послушать их игру и пение с удовольствием поднимался хозяин-купец.

Два часа в Доме-музее пролетели как пять минут. Прекрасная живопись, среди них есть просто шедевры. А когда я вышел окрыленный и радостный в сад, то увидел очень приятную женщину, которая подрезала розы. Подошел. Мы разговорились. Это была главный смотритель Дома-музея. И еще пара часов незаметно пролетела за беседой. Профессиональный искусствовед, она знает буквально все о жизни пейзажиста. Самое грустное, трое художников распорядились после смерти сжечь все свои бумаги, переписку, архивы. Конечно, это огромная утрата. Среди всей плеяды великих русских художников у нас с собеседницей оказались общие любимцы. Левитан, Серов, Коровин.



Зашел разговор и о молодости и ученичестве Левитана до Плеса, в Москве. Когда эти парни постигали у мэтров тайны изобразительно искусства в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, они были ближайшими друзьями и вместе ходили на этюды пешком в лес и парк Сокольники. Конечно, мы оба вспомнили прекрасные мемуары Коровина. Они издавались в 50-е и 60-е годы прошлого века. У меня есть эта книга, которой я дорожу как зеницей ока. Уверен, что мемуары есть и на просторах Интернета. Если Вам интересно, попробуйте найти, не пожалеете. Думаю, что если бы Коровин не стал великим живописцем, он был бы великим литератором. Он очень умело и профессионально работал со словом и языком. И стилистически безупречен.

Но вернемся в Плес. И обратимся к истории. В этой благодатной долине испокон века жили славяне. Рыбная ловля, плодородная почва, посредничество в торговле - все определяло очень неплохой по тем временам уровень жизни. Сюда заходили ладьи варягов или викингов, где они запасались продовольствием, чтобы идти дальше, в бассейн Каспия. Многие из них сватали прекрасных белокурых девушек с бездонными голубыми глазами. Здесь же швартовались затейливые, очень красивые суда персов, которые везли свой дорогой товар в центральную и северную Русь.

Именно здесь, много веков спустя остался жить великий мореплаватель, удачливый купец Афанасий Никитин. Который первым совершил свое блистательное Хождение за три моря и первым из русских достиг берегов ​Индии.

Кстати, любопытный нюанс. Наши извечные друзья - партнеры - конкуренты - британцы тогда страшно переполошились. Задолго до колонизации богатейшей древней земли Индии владычица морей уже положила глаз на несметные богатства Индостана. И им совсем не улыбалась столкнуться там с загадочными славянами, о которых Европа знала лишь как об отличных воинах. ​

После церковного раскола в России большинство населения Плеса осталось в старой вере. Эти люди вели подробные хроники, которые и хранились в одном из храмов города. Но до наших дней они не дошли. В лихолетье Гражданской войны документы то ли сами сгорели, то ли были кем-то намеренно уничтожены. Конечно, это большая потеря для отечественной истории.



Центр города и его деловой жизни сегодня - набережная. На первой линии примерно 10 процентов домов с видом на Волгу, еще не отреставрированы и выставлены на продажу. Но цены действительно кусаются. И понятно почему. Это беспроигрышное вложение средств.

Именно на развитие города в его историческом виде нацелена администрация. Не допускается ни под каким видом строительства высоких зданий или же безобразных вилл, которыми в 90-е и в нулевые неизвестно откуда взявшиеся нувориши, без всякого вкуса и нормального образования, изуродовали мое любимое Подмосковье.

Но не будем о грустном. Плес справедливо славится своей кухней и своей рыбой горячего копчения. Утром рыба еще в реке, а к обеду уже умело коптится в специальных бочках. Уезжая, мы закупили множество самой разной копченой рыбы, которой баловали в Москве друзей и родственников.​

Такое бережное отношение к старине и экологии напомнило мне о проекте Ротшильдов в Альпах, на границе Франции и Швейцарии. Там известная семья выкупила огромный участок земли, полюбовно договорившись с местными жителями, который сейчас почти все работают в туристическом секторе. И Ротшильды отстроили там инфраструктуру для отдыха самого высокого уровня. Это частная собственность. И туда не пускают, кого попало. Только для членов самых престижных и дорогих клубов. Конечно, в Плесе масштабы и деньги совсем другие, но таким этот город видится мне в будущем.

В городе одно из красивейших зданий отведено под Яхт-клуб. Но вот прекрасных яхт со снежно-белыми парусами, бороздящих волжские просторы, я не видел. Может быть, просто не повезло. Не получалось и заняться своим любимым видом спорта - пронестись по голубой гладе на водных лыжах. Но я уверен, что через год-два, когда я снова вернусь в эти полюбившиеся места, водные лыжи будут в моем распоряжении. И это не мечта. Это мой прогноз.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте