Лидеры Франции, Германии и России совершенно точно знали, что президент Украины на переговорах в рамках Нормандского формата откажется выполнять политические пункты Минских соглашений. На такого рода мероприятиях не бывает сюрпризов. Они готовятся заблаговременно с проработкой всех без исключения позиций и деталей. То есть участники саммита сели за стол, будучи осведомлены, что никаких результатов им добиться не удастся. За исключением и без того решенных вопросов, как то: разведение сил и средств на новых участках и согласование сроков обмена насильственно удерживаемых лиц.
Почему Владимир Путин, Эммануэль Макрон и Ангела Меркель явились на заведомо безрезультатную встречу, зная, что Владимир Зеленский публично проставит минусы напротив наиболее значимых пунктов Комплекса мер по имплементации Минских соглашений? Не будет ни закона об особом статусе Донбасса, закрепленного в Конституции Украины, ни согласия на проведение местных выборов в той последовательности, которая предусмотрена в минских договоренностях. Это то, что украинский президент назвал «красными линиями».
Фактически украинская сторона в Париже потребовала пересмотреть существующий формат соглашений, изменив порядок следования пунктов их политической части. В этом нет ничего нового. Такая позиция была сформирована еще предшественником Зеленского, однако Петр Порошенко был лишен возможности объявить о выходе из мирного процесса в рамках четырехстороннего саммита. Глава российского государства не считал возможным общаться с ним даже по телефону, не говоря уже о переговорах на нормандской площадке.
На самом деле, для России ситуация складывается вполне благоприятно. Отныне никто не сможет упрекнуть ее в том, что именно она несет ответственность за срыв политического урегулирования. Ответственность за это полностью перешла на Украину, которая в Париже открыто блокировала переход к выполнению политических пунктов минских договоренностей. Это открывает перед российским руководством новые возможности. Если Киев отказывается выполнять взятые на себя в 2015 году обязательства, то Москва вправе осуществлять защиту населения Донецкой и Луганской народных республик, не считаясь с теми ограничениями, которые накладывают на нее соглашения. Это означает, что она сейчас может реализовать модель августа 2008 года, признав республики и разместив на их территории свои военные базы.
Но судя по всему пока выбран промежуточный вариант. Украине дали четырехмесячную передышку. В марте состоится новая нормандская встреча на уровне министров иностранных дел. А сейчас Зеленский возвращается домой триумфатором. Праворадикалам, угрожавшим третьим Майданом, не в чем его обвинить. На глазах всего международного сообщества он сказал «нет» ровно по той схеме, на которой настаивали националисты. Оппозиция лишилась всех своих козырей – теперь она не может называть политику президента капитуляцией перед Россией.
В течение четырех месяцев до новой встречи Зеленский должен будет оттеснить своих оппонентов на глубокую периферию политической жизни, лишив их возможности загонять его в угол. После этого ему нужно будет вернуться к Минским соглашениям в их оригинальной версии. Могу предположить, что такое обещание было дано Зеленским остальным участникам саммита. На этом условии украинскому президенту позволили проявить неуступчивость и даже дерзость. Его снабдили оружием против неонацистов с тем, чтобы он, выиграв время, смог вновь участвовать в процессе политического урегулирования на принципах, положенных в основу минских договоренностей. Получится у него, или нет, сказать сложно. Но аванс в виде парижской встрече ему выписан. Встреча с нулевым итогом дает Зеленскому перспективу приступить к выполнению политических пунктов уже через несколько месяцев.
Андрей БАБИЦКИЙ
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции