«Итак, — хвала тебе, Чума» могла бы акапельно спеть наша «бомонд»-делегация на открытии павильона России в Венеции. В этом, и без нашей «элиты» переполненном огромными крысами городе, началось, прости господи, биеннале современного искусства. Как известно, современное искусство – очень модное, понтовое, дорогое, но очевидное надувательство. Неудивительно, что привыкшая к таким принципам жизни российская знать очень сильно стремилась за счет госказны попасть в Венецию. Себя в перьях показать и на местных голубей посмотреть. Как с гордостью замечают наши фазаны в своих инстаграмах – Венеция начинает говорить на русском. Лучше бы молчали.
За эти майские дни режиссер Александр Сокуров, опора и надёжа либеральной части «мозга нации», смог за бюджетные деньги вдоволь самовыразиться. А глава Эрмитажа, вечный Михаил Пиотровский, даже сумел заманить на венецианский шабаш вице-премьера Ольгу Голодец. Наверное, это было несложно: раз уж подвернулся формальный повод, кто же откажется провести время на командировочные в одном из самых романтичных городов мира!
Зачем вице-премьер летала в чужую страну – совершенно непонятно. Кроме посещения «адской» (по словам комиссара национального павильона Семена Михайловского, он же ректор петербургской Академии художеств) российской выставки и возложения шести роз к памятнику героев итальянского сопротивления, других официальных причин найти не удалось. Видимо, все домашние проблемы давно решены, и почему бы не скататься за госсчет в Венецию по делу, срочно?! Во сколько это обошлось бюджету Российской Федерации выяснить, понятное дело, не удалось. Расходы наших чиновников - гостайна.
И все же, сколько всего мы с вами заплатили за утоление жажды наших павлинов от искусства покрасоваться в городе гондол?! По данным журнала «Форбс», в 2011 году российский проект «Пустые зоны» стоил около 700 000 евро. В 2013 году проект «Даная» стоил 1,4 млн евро. Тогда насладиться всем этим прилетали министры. Судя по тому, что нынче статус гостей был заметно выше, то и денег наверняка освоили существенно больше.
Потому как не Голодец единой жив биеннале. Советник президента по культуре Владимир Толстой в импортном пиджаке с модными заплатками на рукавах (почти как у прапрадеда Льва Николаевича) с итальянской трибуны говорил о российских скрепах. Возьмемся, мол, за руки, друзья, чтоб не пропасть.
А зачем посетил Венецию на командировочные из российского бюджета, да еще и позировал перед камерами глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев? Организовать прямые российские бюджетные инвестиции в Италию что ли? Господин Дмитриев оттуда нам поведал, что 6 июля, в дни работы Петербургского экономического форума в Эрмитаже откроется выставка «Искусственный интеллект и диалог культур». Она, как считает Дмитриев, покажет, что Россия входит в число передовых развитых стран. Как бы этому вельможному любителю современного искусства объяснить, что так называемый искусственный интеллект базируется на суперкомпьютерах и вычислительной технике, собственное производство которой у нас уже просто умерло?! От слова совсем. Может, лучше бы как раз в это производство проинвестировать, вместо того чтобы тратиться на инсталляции и гондолы? Да еще и пафосно об этом рассуждать перед камерами. Не, ребята, с таким естественным интеллектом начальства мы высокий и передовой искусственный точно не создадим.
А вообще, странные мы, русские люди, ей-богу. Со времен правления товарища Петра Первого в придворных кругах принято быть европейцем: польки-менуэты – это искусство, а косоворотки и "барыня" – это удел плебеев. Вот и ныне отметиться на каком-то «макаронном биеннале», да еще отстегнуть за это из бюджетного пирога - счастье и почет. Одной половиной рта клянем проклятый Запад за санкции, бездуховность и гомопарады, а второй половиной с придыханием произносим «каннский кинофестиваль», «венецианское биеннале».
Никто не против, если вся эта румяная холеная тусовка будет куда-то летать, чтобы перед кем-то или на что-то инсталлировать. Но только эти птички перелетные пусть за свой счет выгуливают по миру свои перья, не залезая в наш общий бюджетный карман. «Безбожный пир, безбожные безумцы!» – мог бы повторить старый священник об этой выставке тщеславия…
P.S. Кстати, заодно там оказалась и экс-кандидат в президенты Ксения Собчак. Она вывела погулять вдоль каналов своего очередного постельничего - Богомолова. Того самого автора гламурно-эротического сериала «Содержанки». И это весьма символично! По сути, всю российскую официальную делегацию можно охарактеризовать тем же словом. Только содержим всю эту тусовку мы с вами, а не жирные озабоченные папики.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции