Основной посыл мероприятия, прошедшего в третий раз и собравшего около полутора сотен специалистов в сфере коммуникаций, можно описать в нескольких предложениях. Примерно так. Раньше основным источником информации были газеты. Они и сейчас ещё популярны и влиятельны. Впрочем, в 2013-м году находится ещё немало людей, отправляющих бумажные письма и даже телеграммы – представляете? Хотя уже сейчас, по мнению большинства спикеров конференции, в авангард информационного потребления выходит даже не Интернет, где можно найти нечто вас интересующее, а Интернет, который сам вас найдет и утопит в колоссальных массивах информации.
– Самый значительный тренд в коммуникации сегодня – это переход от «клавиатурного опыта» к мобильным платформам. Это не просто смена девайса, это изменение способа нашего взаимодействия с технологиями, – такие слова прозвучали в начале первого из шестнадцати докладов на форуме. Принадлежат они Крису Андерсону, бывшему главному редактору журнала Wired и одному из ста самых влиятельных мыслителей по версии Time в 2007 году.
«Человек-легенда», как его называли участники форума в кулуарах, также отметил, что радикальные изменения в нашем потреблении информации связаны с тем, что в «таблетки» - планшетные компьютеры и современные смартфоны - изначально встроен механизм оплаты, чего не было в «обычном» Интернете. «The Web Is Dead» («Сеть мертва») – провозгласил Wired устами Андерсона еще три года назад, и сегодня гуру убежден: «браузерный» доступ к сети не был высшей точкой коммуникационной революции, революция продолжается, и новый ее период, в который мы уже вступили, – это эпоха гиперперсонализированного контента.
На этой идее заострила внимание главный редактор «РИА Новости» Светлана Миронюк: по ее словам, вызов №1 для работников медиа – это умение понимать и обрабатывать внушительные цифровые данные:
– Двадцатый век был веком слова, основной кирпич – буква, из букв складывали слова, из слов – предложения, в предложениях искали смысл. Двадцать первый век – век цифры. Мир оказался описан цифрами, мы сами описаны цифрами, страны друг с другом разговаривают цифрами. Цифры описывают работу больших систем, государств, городов, – сказала она. И эти цифры, описывающие наше поведение, могут послужить основой для создания такого потока информации, который будет на 100% релевантен запросам, потребностям и интересам каждого из нас. А от журналистов потребуется умение «передавать большие массивы информации в понятной форме».
Если Крис Андерсон говорит о сращении журналистики с брендами, новостей с рекламой, то президент телекоммуникационного оператора МТС, соорганизатора форума «Медиа будущего», Андрей Дубовсков прогнозирует коренные изменения в сфере телекоммуникаций:
– Скоро телеком будет сепарирован на две основные составляющие: во-первых, удовлетворение коммуникативных потребностей человека, во-вторых, удовлетворение информационного голода, – так он обрисовал ситуацию, взяв на себя смелость представить коммуникацию недалекого будущего как взаимодействие людей со встроенными чипами – вместо современных «внешних» девайсов (телефонов, планшетов, ноутбуков). «Понимаю, что сейчас это звучит несколько футуристично, но мне это кажется логичной, неизбежной эволюцией», – заметил Андрей Дубовсков. Будучи президентом телекоммуникационного гиганта, он наверняка знает, что говорит.
Чуть менее футуристично, но все равно смело прозвучали слова вице-президента МТС по маркетингу Василя Лацанича о том, что нас ждет коренное изменение использования самих телекоммуникационных устройств: «Раньше мы покупали компакт-диск из-за одной песни, теперь же мы знаем, что весь альбом нам ни к чему – а нужна только одна песня, причем прямо сейчас. Таким же образом перестраивается парадигма потребления новостей. А за ней – и парадигма использования телекоммуникационных устройств: зачем покупать смартфон, устаревающий уже в момент покупки? Это вчерашний день. Нужно не владеть, а брать в пользование, чтобы потом просто менять устройство на новое». Сейчас, кстати, по статистике человек меняет телефон каждые двести дней.
Не только футурологии, к которой обязывает само название форума, были посвящены доклады. В рамках четырех секций собравшиеся обсудили несколько тем, находящихся сегодня на гребне волны в мире медиа. Как использовать те социологические данные, которые позволяет собрать Интернет? Как добиться открытости данных от правительства и администраций всех уровней, а также поделились опытом в деле интерпретации информации.
И хотя много говорилось о возрастающей скорости передачи информации, Светлана Миронюк подчеркнула, что сегодня уже не так важно, кто делает это быстрее. Гораздо важнее – кто передаст ее более полно и достоверно. «Для меня будущее медиа – это верификация», – сказала главный редактор ведущего информагентства страны. Чем не тема для четвертого форума «Медиа будущего»?
Александр АКУЛИНИЧЕВ
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции