> Альма-матер русского классического балета c "Новым Поколением" - Аргументы Недели

//Новое поколение

Альма-матер русского классического балета c "Новым Поколением"

11 октября 2016, 12:54 [ «Аргументы Недели» ]

Всероссийский конкурс-фестиваль «Новое Поколение» пройдет 12 ноября! Мы заручились поддержкой Департамента Культуры, РАМ им.Гнесиных и Центра Военно-патриотического Воспитания. А сегодня ведущий хореографический ВУЗ России и мира – Московская Государственная Академия Хореографии становится нашим партнёром.

Школа русского классического балета в мире по праву считается лучшей, отечественных танцоров мечтают видеть у себя многие театры мира, пишут под них роли. Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Николай Фадеечев, Наталья Бессмертнова, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Михаил Лавровский, Владимир Малахов, Нина Капцова, Наталья Осипова, Светлана Лунькина – эти имена объединяет не только мировая слава, но и то, что все они вышли из стен московской балетной школы, которая учит балету уже почти 250 лет. Ректор  Московской государственной академии хореографии Марина ЛЕОНОВА, которая сама долгие годы была солисткой Большого театра, рассказала корреспонденту «Аргументов недели» и творческой лаборатории «Новое Поколение» о том, как растят будущих звёзд балета.

- Я знаю, что у академии было много названий, с чего же начиналась история вашего учебного заведения?

Московская государственная академия хореографии – старейшее хореографическое учебное заведение в Москве – основано в 1773 году. Сначала это были классы театрального танцевания при Императорском Воспитательном доме, который был основан по указу императрицы Екатерины II. Первые выпускники этих классов стали первыми артистами Петровского театра – это нынешний Большой театр. Потом было множество различных реорганизаций, был техникум, училище, училище при Большом театре, потом при нашей школе был институт, ну а когда ректором была моя преподавательница Софья Николаевна Головкина, мы получили статус академии.

- Вы начинаете обучение с нуля?

Начинаем учить детей с 10 лет, после начальной школы, учим их 8 лет, и они получают профессию артиста балета. Потом есть различные программы высшего образования по направлениям хореографического искусства. В этом году мы открыли дополнительную программу для детей, которые к нам не поступили, но очень хотят заниматься балетом просто для себя – очень много таких детей. Там та же программа, только не в таком объёме.

- Подозреваю, что среди ваших учеников преобладающее большинство – девушки. Так ли это и всегда ли было так?

У нас контрольные цифры – 48, должна быть половина девочек и половина мальчиков, но изначально всегда было девочек немножко больше. Самый трудный период у нас был, наверное, в 90-е годы. Мы с трудом набирали, было, может, четыре мальчика, и то без каких-то особенных данных, просто надо, чтобы мальчики девочек держали. И вот в последнее время пошли сначала девочки такие, как нам надо: тонкие, красивые, с хорошими данными, лицами. Четвёртый набор уже, пожалуй, такой. Думали, как хорошо, наконец-то нам нарожали хороших балерин, а в этом году вдруг пришли такие же мальчишки, почти 20 человек парней, тоже с хорошими данными.

- А есть какой-то определённый стандарт роста?

Вы знаете, мы сейчас перестали этим стандартом пользоваться, потому что кто-то любит маленьких балерин, кто-то любит высоких балерин – разные должны быть. Если они способные, то надо учить – одарённых детей не так много, чтобы ещё и думать, кто какого роста.

- Сразу видно, что из одного ребёнка будет звезда, а из другого звезды не получится?

Нет, это невозможно понять. Я вижу: хороший ребёнок, стройный, красивый, но всё зависит от того, как он будет трудиться, как к нему руки приложить, ведь перегрузить сразу нельзя, можно сломать человека физически. Есть дети, которые отмечены богом, их видно, но как они дальше будут развиваться после пятого класса, как они будут справляться с техникой, с нагрузкой? За этим всем надо следить, и у нас тут комплекс весь необходимый есть: медицина своя, столовая с диетическим питанием, педагоги, психологи.

- Расскажите, каким направлениям в хореографии вы учите студентов?

Мы – школа русского классического балета, у нас такие дисциплины, как классический танец, дуэтно-классический танец, где мальчик учится стоять с девочкой в паре, народно-сценический танец – он необходим. Во-первых, это очень помогает артисту, развивает чувство позы, чувство корпуса, потом, во всём нашем балетном наследии есть народно-сценические танцы, и мы должны уметь их танцевать. Пожалуй, только в России преподают народно-сценический танец на таком уровне. Есть ещё исторический танец, современная хореография – наш артист должен уметь танцевать современную хореографию.

- То есть танцор классического балета должен быть универсалом?

Да, танцор классического балета может станцевать всё. Вот наоборот – нет, есть театр просто современной хореографии, классику они, пожалуй, танцевать не смогут. А классический танцовщик универсальный, безусловно.

- А с зарубежными балетными школами как-то взаимодействуете?

Когда школе нашей было 240 лет, мы провели фестиваль международных балетных школ. К нам приезжала американская школа ABT (American Ballet Theatre – прим. «Аргументы недели») имени Жаклин Кеннеди, школа Ковент-Гарден, Ла Скала, Гамбургская школа, приезжал балет Асами Маки. Римская школа очень хорошо показала современную хореографию. Это было очень интересно посмотреть на то, что делается во всём мире, при этом они привезли только самое лучшее. Мы работали два дня, и в оба дня зал был полный, 12 тысяч зрителей побывало на этом представлении. Мы и сами выезжали на 300-летие школы Гранд Опера, естественно, танцевали классику, выезжали в Ла Скала, танцевали там с их школой и школой Гранд Опера.

В нашей школе работали такие выдающиеся хореографы, как Джон Ноймайер. Он делал нам спектакль «Времена года». Начо Дуато, тоже очень известный хореограф, испанец, делал нам спектакль в направлении нео-классики. Давиде Бомбана, итальянец, тоже ставил нам спектакль, Лучано Каннито, тоже итальянец, ставил «Джульету», был очень интересный опыт общения Дэвидом Робертсом из США – он нам поставил современную хореографию. Детям очень нравится попробовать себя в чём-то новом.

- Что сегодня может помочь молодому исполнителю добиться успеха на своём поприще? Существуют ли для них какие-то условные «трамплины»?

Те дети, которые понимают, что это их будущая профессия, готовятся к конкурсам – это возможность показать себя и получить место в театре, не в кордебалете, а получить место ведущего танцора. У нас очень много выпускников, которые имеют Гран-при, золотые, серебряные медали. Сейчас на последнем конкурсе Григоровича «Молодой балет мира» в Сочи мы получили три золотые, две серебряные и одну бронзовую медаль.

- Где сегодня предпочитают танцевать выпускники академии хореографии? Или у всех разные приоритеты?

Безусловно, интересы сейчас у всех разные. Раньше как было? Вот взяли нас, распределили всех по театрам, и мы там танцуем. Сейчас всё по-другому – к нам на государственный экзамен приходят представители всех театров, не только московских, и приглашают того или иного студента в свой театр. И теперь студенты выбирают уже, где им работать. У нас абсолютно свободное распределение, есть те, кто едет за границу. Но главной сценой всегда для нас являлся Большой театр, и там танцует очень много наших выпускников, и, конечно, все туда стремятся. Это главный театр нашей страны.

БИ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте