//НАШИ ПАРТНЕРЫ

наши партнеры

//Поп-новости

//Сад и огород

Программный сбой

Школа будет сама определять, что, как и когда должны учить дети

№ 28(218) от 22.07.2010 [«Аргументы Недели », Дарья МАРТЫНКИНА ]

Программный сбой

В материале «Авантюра масштабнее, чем ЕГЭ» «АН» рассказывали о резко отрицательном заключении, которое дала Общественная палата РФ на Федеральный государственный стандарт (ФГОС) общего образования, подготовленный Минобрнауки. Правда, министерство утвердило стандарт, не дождавшись решения ОП. Многие члены палаты сочли это наглостью. Но, как выяснилось, Минобрнауки способно и на большие «подвиги». В дополнение к стандарту министерство должно принять примерные школьные программы по различным предметам. По этим документам, как стало известно «АН», не предполагается даже формальной дискуссии.

Федеральный государственный стандарт общего образования – это очень общий документ. В нем описано, в каких условиях следует проводить обучение, по каким принципам учат детей в школе с 5‑го по 9-й класс, какие знания должен иметь выпускник. В соответствии с концепцией, которую сейчас продвигает Минобрнауки, на федеральном уровне необходимо утверждать только такие «генеральные» моменты. Все остальное – дело самой школы. Это, по мнению министерства, должно стимулировать преподавателей более творчески подходить к образовательному процессу (подробнее см. «Свободу учителям!» в №21 от 03.06.10).

В частности, сама школа теперь будет утверждать учебные программы и планы. В этих документах, в отличие от ФГОСов, все очень конкретно. Там четко описано, что, как и когда должны учить дети на каждом уроке. Чтобы помочь школам разработать собственные программы, Минобрнауки предлагает типовую программу. Очевидно, что большая часть учреждений слово в слово перепишет документ, предложенный министерством. Таким образом, типовые программы для российского образования приобретают огромное значение! Но министерство почему-то считает их второстепенными и обсуждать с общественностью не желает. «Типовые программы в один прекрасный день просто выложат на сайте Минобрнауки. Никто и слова поперек не сможет сказать», – констатирует Алексей Семенов, член-корреспондент РАН, ректор Московского института открытого образования.

«Страшно подумать, что будет, если школы станут сами писать программы, – утверждает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования. – Наш институт периодически проверяет программы здорового образа жизни, которые учреждения образования уже сейчас самостоятельно разрабатывают. Это просто ужас! В одной из программ детям предлагалось делать массаж на вибрирующей платформе, хотя на такую платформу я не советовала бы класть и космонавта, готовящегося к полету. Другая школа собиралась в целях профилактики наркомании показывать детям спектакль, по ходу которого школьники колются прямо на сцене. Творчество в процессе обучения детей – это хорошо. Но при продвижении своих инициатив Минобрнауки должно учитывать, что уровень преподавания в стране нельзя назвать одинаково высоким».

«В нашем регионе в рамках программы оптимизации сокращают прежде всего заместителей директоров по воспитательной работе и социальных педагогов, – приводит пример Александр Ципман, член Общественной палаты Вологодской области. – Между тем именно они должны были бы писать новые школьные программы. Теперь они уволены – и кто будет этим заниматься?»

Опрошенные «АН» педагоги в один голос говорят, что инициатива Минобрнауки кажется им страшным сном. Учителя погрязли в бумажках, которые приходится бесконечно писать и переписывать. Если на них упадет и создание программ (а к ним еще потребуется кипа сопроводительной документации!), на непосредственную работу со школьниками просто не останется времени.

Обобщающий аргумент

Ефим Рачевский, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования:

– Предположим, каждая школа, как хочет Минобрнауки, утвердит свою программу. Что же будет цементировать образование в России? Только единый госэкзамен? Боюсь, все эти инициативы могут привести к тому, что процесс обучения превратится в натаскивание учеников на сдачу ЕГЭ. Потому что все иные цели образования перестают быть для школы очевидными.

Понравилась публикация? Поддержите издание!

5 руб. [ Сказать спасибо ] 25 руб. [ Получить свежий номер на почту ] 490 руб. [ Получить годовую подписку ]

*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

Оставайтесь с нами. Добавьте нас в "Мои источники" в Яндекс Новостях и Google News и мы позаботимся о том, чтобы вы читали только интересный и проверенный контент

Добавить в «Мои Источники» в Яндекс Новостях Добавить в «Мои Источники» в Google News

Обсудить наши публикации можно здесь:

?>

//Новости МирТесен

//Авторы АН

Все авторы >>

//самое читаемое

//Новости СМИ2

//Новости advert.mirtesen.ru

//Читайте также

//Наши партнеры