Голосовать пультом
14 октября 2009, 13:28 [ «Аргументы Недели» ]
Засилье программ развлекательного формата на ТВ - практически замкнутый круг. Телевизионные боссы формируют сетку вещания, исходя из докладов специальных компаний, отслеживающих рейтинги. На раскрутку нового формата в среднем отводится три месяца. Если шоу не оправдало ожиданий и финансовых вливаний, его закрывают. Короче, сетку вещания формируем мы сами, и она, к большому сожалению, состоит исключительно из "развлекаловки". С научно-популярными проектами зритель, как правило, не церемонится: смешную передачу смотреть куда интереснее, даже если она бессмысленная. Да и сложившийся стереотип "наука - это занудно" дает о себе знать.
Впрочем, кое-что начинает меняться. Несмотря на то, что все вокруг ругают финансовый кризис, именно он может изменить облик российского телевидения: сделать его не только развлекательным, но и познавательным. То есть, по меньшей мере, неглупым.
Создание шоу в формате "инфотеймент" (развлекательная информация) стало новым трендом сезона. На отечественном ТВ появилось сразу несколько передач в этом русле: "Коллекция глупостей" с Максимом Кононенко на НТВ, "Хочу верить" с Борисом Корчевниковым на СТС, обновленный "Специальный корреспондент" на России. Научно-популярный фильм Павла Лобкова "Гены против нас" взял долю 22, став одним из самых успешных проектов осени. А значит, зритель проявляет к инфотейменту живой интерес. В рамках нового тренда СТС запускает свои новости со вкусом развлечения – "Инфомания". Премьера программы состоится 29 октября в 00:30.
Продюсеры тоже не дремлют. Научно-популярные фильмы и шоу порой поражают бюджетом, но большинство из них являются не такими уж и дорогими. А по части зрительского интереса ничуть не уступают крупномасштабным развлекательным проектам. "Кризис очень положительно сказался на телевидении, - заявляет Александр Цекало, - Шелуха отсеивается, люди концентрируют свои мозги, начинают учиться экономить. Творческие люди стали более собранными. Бездельники все равно остаются бездельниками независимо от того, есть ли кризис или нет. А творческие люди… у них прицел становится точнее".
Впрочем, сбить прицел российским креативщикам могут сами же зрители. Телебоссам все равно о чем проект: они равняются на цифры и рейтинги. При низкой доле аудитории большинство научно-развлекательных форматов может быть закрыто. А значит, российское телевидение, которое сами зрители давно уже обвиняют в деградации, снова превратится в набор лубочных картинок и вечных "гыгы" госпожи Дубовицкой. Голосовать "пультом" российский зритель пока еще учится.