Киевскому вокзалу скоро 90
18 февраля 2008, 16:09 [ «Аргументы Недели» ]
Когда-то вокзал именовали Брянским. Он появился на месте старой ямщицкой слободы в последний год девятнадцатого века. Из всех возможных проектов выбрали «дешевый и сердитый». Фасад главного здания представлял собой длинный одноэтажный сруб.
Старое здание Брянского вокзала не нравилось никому. Но решающим был голос Николая Второго. «Это что еще за сарай?» – возмутился император. И в 1912-м, в год столетия Бородинского сражения, вокзал начали перестраивать.
Несмотря на то, что годы строительства пришлись на Первую мировую и революцию, в сроки уложились. В 1918 г. уже другая Москва – столица – получила другой – самый большой в Европе вокзал. Под стать своим новым амбициям.
Амбициозным было и новое название – Киевский. Да и сам проект инженеров Рерберга и Шухова задумывался, как символ наступающей эпохи «нового Ренессанса». До конца, однако, осуществить замысел не удалось: на античные сюжеты у советского руководства нашлись свои цитаты. А знаменитый шуховский дебаркадер из-за нехватки средств собирали, как пирамиду, – уникальный для архитектуры того времени случай.
«Были ограничены средства, ограничены были и трудовые ресурсы. И поэтому приходилось собирать всю эту конструкцию здесь, на месте, устанавливать без строительства каких-либо лесов и без каких-либо механизмов, т.е. все было сделано вручную» – рассказал правнук В.Г. Шухова Владимир.
По словам научного сотрудника Архитектурного музея им. Щусева Людмилы Сайгиной, «очень качественное строительство – кладка кирпичная, как разрабатывались конструкции, перекрытия, так и все отделочные работы, включая художественную отделку: и скульптурную, и живописную – все делали мастера первоклассные».
До Киева доведет – и не только. Поезда отсюда уходят в Кишинев, Одессу, Будапешт, Софию и даже в Венецию. По сути, это юго-западные ворота страны.
«Международные поезда и поезда местного значения, и поезда, вывозящие пассажиров к морю – все назначены – у нас до 30 тыс. пассажиров в день бывает», – рассказала заведующая службой информации Киевского вокзала Наталья Инталева.
Здесь всегда многолюдно и всегда ажиотаж. Если в зале ожидания есть свободные кресла, значит, на перроне кто-то уже бежит из последних сил, чтобы успеть занять свое место в тронувшемся поезде.