НАСА обнаружил углекислый газ в атмосфере экзопланеты

НАСА обнаружил углекислый газ в атмосфере экзопланеты
Фото: НАСА

Уэбб открывает новую эру науки об экзопланетах с первым однозначным обнаружением углекислого газа в планетарной атмосфере за пределами нашей Солнечной системы.

Космический телескоп Джеймса Уэбба НАСА зафиксировал первые четкие доказательства углекислого газа в атмосфере планеты за пределами Солнечной системы. Это наблюдение газовой гигантской планеты, вращающейся вокруг солнцеподобной звезды на расстоянии 700 световых лет от нас, дает важную информацию о составе и формировании планеты.

WASP-39 b — гигант горячего газа с массой примерно в четверть массы Юпитера (примерно столько же, сколько у Сатурна) и диаметром в 1,3 раза больше, чем у Юпитера. Его чрезвычайная отечность частично связана с его высокой температурой (около 900 градусов по Цельсию). В отличие от более холодных и компактных газовых гигантов в нашей Солнечной системе, WASP-39 b вращается очень близко к своей звезде - всего около одной восьмой расстояния между Солнцем и Меркурием - завершая один контур всего за четыре земных дня. Открытие планеты, о котором сообщалось в 2011 году, было сделано на основе наземных обнаружений тонкого периодического затемнения света от звезды-хозяина, когда планета проходит перед звездой.

Предыдущие наблюдения с других телескопов, включая космические телескопы НАСА «Хаббл» и «Спитцер», показали присутствие водяного пара, натрия и калия в атмосфере планеты. Непревзойденная инфракрасная чувствительность Уэбба теперь подтвердила присутствие углекислого газа.

Транзитные планеты, такие как WASP-39 b, орбиты которых мы наблюдаем по краям, а не сверху, могут предоставить исследователям идеальные возможности для изучения планетарных атмосфер.

Во время транзита часть звездного света полностью затмевается планетой (вызывая общее затемнение), а часть передается через атмосферу планеты.

Поскольку различные газы поглощают разные комбинации цветов, исследователи могут анализировать небольшие различия в яркости проходящего света по всему спектру длин волн, чтобы точно определить, из чего состоит атмосфера. Благодаря сочетанию раздутой атмосферы и частоты вращений, WASP-39 b является идеальной мишенью для спектроскопийной передачи.

Понимание состава атмосферы планеты важно, потому что оно немного рассказывает нам о происхождении планеты и о том, как она развивалась, давая представление о деталях того, как формируются планеты и уникальность нашей собственной Солнечной системы».