«Договор об образовании Союзного государства РФ и Белоруссии можно дополнить без референдумов»
2 марта 2019, 12:34 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
Президент Белоруссии Александр Лукашенко призвал не навязывать гражданам своей страны идею «русского мира».
При этом «Батька» задал риторический вопрос: «Когда мы стали вне этого русского мира? У нас православие — 85–88% людей, мы разговариваем на русском языке, мы думаем, как русские...»
Напомним, что недавно президент Белоруссии заявил, что объединение РФ и Белоруссии зависит от воли народов этих стран. Он считает, что они с Путиным вдвоем могут объединиться и завтра, но «готовы ли к этому россияне и белорусы?»
О сути вопроса размышляет политический консультант Анатолий ВАССЕРМАН:
«Референдум о сохранении СССР не помешал Беловежскому соглашению»
- На самом деле могут быть разные формы народного волеизъявления. Более того, во многих странах Запада считают, что «всенародный референдум» - это неадекватная форма, потому что люди не являются специалистами, могут поддаваться эмоциям, и ими легче манипулировать.
Кстати, замечу, что 17 марта 1991 года состоялся референдум о сохранении Советского Союза, что не помешало Беловежскому соглашению о ликвидации СССР путем отмены Союзного договора. То есть это сделали безо всяких референдумов.
Соответственно, точно так же, без референдумов, может быть, например, дополнен Договор об образовании Союзного государства Российской Федерации и Белоруссии, или могут быть приняты еще какие-то варианты...
Так что Лукашенко, скорее всего, имел в виду не референдум как таковой, а то, что такое объединение состоится только тогда, когда народы этих обеих русских республик - и России, и Белоруссии - будут настроены в пользу такого решения.
А уж как этот настрой можно выявить и как на него можно повлиять - это вопрос чисто технический...
«СМИ сообщали, что Коля не хочет быть президентом»
Да, СМИ сообщали, что «сын Лукашенко - Коля не хочет быть президентом». Возможно, Николай Александрович, видя пример отца, тот огромный объем работы, вполне может не хотеть нагружать себя с такой же силой.
В конце концов, он еще молодой человек и не очень себе представляет, что на других работах, скорее всего, нагрузка будет не меньше, а результат - не больше.
Но даже если он действительно откажется наследовать отцовскую работу, то, думаю, в Белоруссии еще найдутся люди, не только желающие, но и умеющие работать также напряженно и результативно.
Так что если случится воссоединение двух республик, то это произойдет отнюдь не из-за того, что Белоруссией будет некому руководить.
«В Белоруссии создана более эффективная система управления, чем в России»
Кстати, на мой взгляд, воссоединение не происходит, прежде всего, потому, что в Белоруссии создана во многом более эффективная система управления, чем в России.
Правда, достигнуто это благодаря тому, что хозяйство Белоруссии намного проще, чем в нашей стране, там меньше разных направлений деятельности, и поэтому власть может уделять каждому из этих направлений гораздо большее внимание.
А вот в Российской Федерации невозможно использовать такую же систему управления, потому что она намного сложнее и больше.
Грубо говоря, у нас больше стыков между направлениями деятельности и проблем на этих стыках, - поэтому государство не может уделять каждому направлению и каждому стыку такое же внимание, как в Белоруссии.
«Тогда не останется препятствий для политического воссоединения Белоруссии с РФ»
Если при объединении распространить на Белоруссию ту систему управления, какая принята в России, то эффективность хозяйствования в Белоруссии несколько снизится, а это приведет к падению уровня жизни и в Белоруссии, и в объединенной стране в целом.
Крайне сложно сочетать в рамках одного государства две разных системы управления. Это видно хотя бы по опыту взаимоотношений Гонконга с остальным Китаем.
По моим оценкам, вычислительная мощность, требуемая для того, чтобы управлять всем мировым хозяйством как единым целом (причем в реальном времени) сформируется в мире где-то к концу 20-х годов.
Соответственно, тогда не останется никаких препятствий для политического воссоединения Белоруссии с Российской Федерацией.