«Нина Дорошина создала матрицу русской женщины!..»
21 апреля 2018, 15:00 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
Народная артистка России Нина Дорошина, известная миллионам зрителей по фильму «Любовь и голуби», умерла у себя дома на 84-м году жизни от остановки сердца. [related_articles]
О великой русской актрисе Нине Дорошиной вспоминает кинорежиссер, актёр, сценарист, продюсер, народный артист России Владимир МЕНЬШОВ:
«Она была любимицей Олега Николаевича Ефремова...»
- Нина Дорошина запомнилась мне и по спектаклям молодого «Современника», где она много играла, когда этот театр только начинался...
Да, она тогда много играла: она была любимицей Олега Николаевича Ефремова, - и не без оснований, потому что у нее был редкостный дар и простоты в общении, и какой-то особенной восхитительности!
В разных ролях она была разной, и, конечно, я помню ее по многим свершениям на сцене «Современника».
«... с наивностью, хитростью, вздорностью, любовью!»
А вот в кино у нее как-то не складывалось. Да, у нее было много ролей, но не главных, эпизодных, что называется, подружки героини.
Я даже не знаю, были ли у нее главные роли? Нет, когда она была молодой, по-моему, не было...
Но самым большим ее открытием, свершением, когда она уже прошла экватор жизни, оказалась роль в спектакле «Любовь и голуби»!
Да, конечно, была, изумительная пьеса Володи Гуркина, но этот материал очень «лёг» на нее - и она создала некую матрицу русской женщины с ее наивностью, хитростью, вздорностью, любовью...
«Привела меня в неистовый восторг!»
В этой роли у нее осуществились много чисто женских качеств, - и в ней она, конечно, победила!
Я ее увидел на сцене «Современника», и это была замечательная работа, которая привела меня просто в неистовый восторг!
А когда я принял решение, что буду делать это в кино, то, естественно, не хотел использовать актеров из театра, игравших пьесу, а хотел найти всех новых, и, думаю, мне это удалось.
Никто не повторился, и мне кажется, что я нашел на все роли даже более интересных актеров, начиная с Саши Михайлова и продолжая Люсей Гурченко...
«Только она стояла перед глазами»
Но когда я пытался найти исполнительницу роли Нади, Надюхи, то всё как-то не было актрисы, которой бы я сказал - да, вот это, что называется, конгениально!..
Знаете, только она стояла перед глазами, и мне пришлось пойти на такой вот компромисс...
Но оказалось, что это был даже не компромисс, а как раз громадный выигрыш, потому что у нее, конечно, получилось гениально!
«Я не остался в восторге от работы с ней...»
Но нам было нелегко, потому что у нее была уже сделанная работа и любые поправки в такую роль даются уже очень и очень трудно.
То есть каждое мое замечание, какие-то новые приспособления, которые я делал, наталкивались на некое неприятие.
В общем-то, все это было не очень радостно, хотя потом мы с некоторым трудом все-таки нашли общий язык.
Короче говоря, я не остался в восторге от работы с ней...
«У нас состоялось примирение»
Но я знал, за что я борюсь, знал, что на экране будет гениальное создание, - так оно и случилось!
А все остальное, конечно, ерунда! Это всё то, что обязательно сопровождает талантливого человека.
Такой человек не бывает простым и легким в работе, в общении и т.д.
И вот мы сделали это. В конце концов, у нас состоялось примирение, и она говорила «как я вам благодарна за то, что действительно осталась в этой картине!»
«Фильм сделал ее народной любимицей»
Думаю, что, если бы не было этой картины, сейчас бы не было такого общественного резонанса, события в которое повергает всех нас ее смерть.
Да, остались бы все ее роли в «Современнике», какие-то работы в кино, но именно фильм «Любовь и голуби» сделал ее такой узнаваемой, воистину народной любимицей!
«Она долго и хорошо пожила!»
У нас даже были планы на будущее. Мне звонила Галина Волчек с идеей, чтобы я сделал новый спектакль с Ниной, ведь она давно ничего не делала.
Мы уже подбирали пьесу для работы, но сейчас все это, конечно, отменится...
Конечно, уход Нины Дорошиной - это огромная потеря, огромная!
Что ж, она долго и хорошо пожила, и, думаю, невозможно говорить о какой-то преждевременной смерти...
Но все равно, безмерно жаль, когда уходят такие титаны современного театра!