> «На Земле все были на меня ужасно злы!..» - Аргументы Недели

//live 13+

«На Земле все были на меня ужасно злы!..»

12 апреля 2018, 11:00 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]

Svopi.ru

12 апреля в нашей стране и в мире отмечается День космонавтики. Именно в этот день в 1961 году в космос отправился первый человек - Юрий Гагарин. А потом было много космических свершений...

О первом выходе человека в открытый космос вспоминает летчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Алексей ЛЕОНОВ:

 

«Чувствую, в перчатках не сгибаются фаланги...»

- Сергей Павлович Королев перед полетом сказал нам: «Я прошу обо всем докладывать на Землю. Обо всем!» И вот с такими напутствиями мы с Пашей Беляевым в марте 1965 года и полетели...

Помню, все было нормально, и я уже заканчивал работать в открытом космосе. И вот поступает команда - возвращайся домой!

Ну я и начал сворачивать фал (которым был привязан к кораблю) в бухту - и вдруг чувствую, что у меня в перчатках не сгибаются фаланги...

«Казалось, мы проверили абсолютно все!»

Что ж, понятно, что за счет отсутствия внешнего давления деформировался скафандр. Он и должен был деформироваться, но не до такой же степени!

Обычное наружное давление на Земле составляет 760 мм, но если умножить эту цифру на 10 в минус 9 степени, это и будет самое правильное объяснение вакуума, в который я попал.

Конечно, такой перепад давления вызвал деформацию, и скафандр, так сказать, имел полное право изменить свои геометрические размеры...

Казалось, что мы проверили абсолютно все! Но есть такие элементы, которые на Земле проверить просто невозможно, например, нахождение человека в таком глубоком вакууме.

«Я уже час нахожусь под давлением!»

Пытаюсь штатно, ногами, войти в корабль - не получается! Помню, тогда я потратил очень много сил, и вот за пять минут до входа в тень принимаю такое решение...

То есть я сам, не сообщая на Землю и не спрашивая никакого разрешения, делаю давление в скафандре почти в два раза ниже - перебрасываю его с 0,47 до 0,27.

Да, при таком давлении может закипеть азот в крови, но ведь как я тогда рассудил...

Вот я уже час нахожусь под давлением, то есть на питании практически чистой кислородной смесью, так что весь азот из крови должен быть вымыт.

«У человека раздуваются руки, проваливаются глаза...»

Кстати, я наблюдал, как происходит закипание азота, - у человека руки раздуваются так, что становятся просто как резиновые перчатки, а еще проваливаются глаза, и лицо тоже раздувается...

Конечно, все это очень и очень плохо!

Но у меня был точный расчет, что я уже вымыл весь азот...

«Главное, что на Землю я сразу не доложил...»

И вот я сбрасываю давление и пытаюсь войти в корабль уже не ногами, а головой вперед!..

Мало того, что между плечами и люком были очень маленькие зазоры, так у меня на спине еще висела автономная система. Да, и люк закрывался внутрь, то есть всё было буквально на пределе!

Я снял кинокамеру, вставил ее в шлюз и за лееры руками протащил вперед самого себя.

Вот так всё это и было. Но главное, что на Землю обо всем я сразу не доложил...

«Сразу бы сформировалась комиссия...»

На Земле сразу бы, как обычно, сформировалась специальная комиссия для того, чтобы разобраться...

Между прочим, для формирования такой комиссии нужно минимум двадцать минут, потому что надо собрать людей с рабочих мест, ввести в курс дела и т.п.

И потом опять бы посыпались вопросы «как это выглядит?», «что вы предлагаете?»...

Самое интересное, что в конечном итоге они порекомендовали бы мне единственно верный путь - перейти на другой уровень давления.

Но я это сделал сам, и таким образом, считаю, просто блестяще вышел из этого положения!

«А Алеша прав»

Конечно, на Земле все были на меня ужасно злы!..  Специалисты набросились, мол, почему я оказался такой недисциплинированный, почему не доложил на Землю, и почему принял именно такое решение?!

Вот я им всё и объяснил...

Этот разбор полетов как раз вел Королев. И когда я всё объяснял, то все время смотрел на Сергея Павловича, потому что мнение этого человека было очень важным для меня.

И вдруг он говорит: «А Алеша прав», - и тут же все вопросы прекратились сами собой, и я стал очень хорошим.

Знаете, как обычно это у нас и бывает...   

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте