«Либералов даже не просили отчитываться за выделенные гигантские средства!»
28 мая 2017, 19:45 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
В.С. Черномырдин говорил: «Еще есть время сохранить лицо. Потом придется сохранять другие части тела».
О «Гоголь-центре», его худруке Серебренникове и о странном отношении власти к изнеженным деятелям псевдоискусства размышляет писатель, драматург, сценарист, главный редактор «Литературной газеты», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, кандидат филологических наук Юрий ПОЛЯКОВ:
«Наша власть считает, лучше задобрить»
- У нашей власти существует иллюзия, что так можно получить поддержку либерально-протестной части нашей творческой интеллигенции.
Кстати, эта самая либеральная интеллигенция протестна просто на гормональном уровне, поскольку ее протест связан не с политическими взглядами, а в основном с определенными гормональными процессами в организме.
Так вот наша власть почему-то считает, что лучше всего их задобрить, давать им деньги, премии, звания...
«Отдали монополию либерально-экспериментальному направлению»
А вот государственно-патриотическое, почвенническое направление сегодня находится не в таком обласканном положении.
Более того, сейчас от государства гораздо сложнее получить средства на какой-то традиционный проект, чем, скажем, на непонятные поиски нового, которыми занят тот же Серебренников.
То есть вместо того, чтобы создать конкурентную среду и дать возможность деятелям культуры разных эстетических и политических направлений соревноваться в своем профессиональном пространстве, у нас еще в 90-е гг. практически отдали монополию этому либерально-экспериментальному направлению (оно же и протестное), к которому принадлежит и Серебренников.
«Большие деньги развращают»
Что ж, видимо, наша власть полагает, что таким образом она может получить лояльность в этой среде.
Однако в результате государство не только не получило этой лояльности, но сегодня, как мы видим, имеет еще и злоупотребления.
Сами понимаете, большие деньги развращают людей...
«При всей патриотической риторике нашей власти...»
Сейчас, когда приближаются выборы, та часть отечественной творческой интеллигенции, которую мы условно называем патриотической, находится в крайне ослабленном состоянии.
При всей вроде бы патриотической риторике нашей власти, патриотическая часть творческой интеллигенции находится у власти практически на положении пасынков!
Например, в свое время именно «Литературную газету» попросили организовать литературную премию «За верность слову и Отечеству» имени Дельвига - как раз для поддержки писателей патриотического направления.
Ведь у либералов есть и «Большая книга», и «Букер», и «Национальный бестселлер», а у писателей патриотического направления вообще не было общефедеральной премии...
«У писателей-патриотов появилось ощущение, что они нужны»
То есть сама власть попросила нас создать такую премию, и мы ее создали, раскрутили и вручали на протяжении пяти лет.
Примечательно, что у писателей-патриотов даже появилось ощущение, что они нужны своему Отечеству!
Но в этом году без объяснения причин прекратилась финансовая поддержка этой премии.
«На патриотическую премию средств нет, а на «поиски нового» Серебренниковым - есть»
Так что когда я слышу, какие гигантские средства, буквально сотни миллионов были выделены для развития «нового искусства», то мне становится просто смешно!
Да, смешно оттого, что на патриотическую премию «За верность слову и Отечеству» средств нет, а на «поиски нового» тем же Серебренниковым деньги есть!..
Причем либералов за эти выделенные гигантские средства долгое время даже не просили отчитываться!
«Где деньги?» - «А где свобода слова?»
Пока власть не поймет, что она должна быть равноудалена от всех направлений нашей культуры, что нельзя, как в 90-е годы, государственным решением отдавать в личную собственность всё культурно-информационное пространство только одному направлению культуры и общественной мысли, она периодически и будет попадать в такие вот истории, когда вдруг надо будет спохватываться и спрашивать «где деньги?», а ей будут отвечать «а где свобода слова?»...
История с Серебренниковым - это уже третий акт водевиля, который начался выступлением Райкина. Вторым актом, как мы помним, стало выступление Сокурова с Мироновым...
Водевиль так и называется: «Где деньги?» - «А где свобода слова?»
За прошедшие 15-20 лет эта публика везде рассадила своих людей, и теперь очень трудно противостоять им.
«Власть потеряет значительную часть патриотического электората»
Да, безусловно, если власть и дальше будет так поступать, она потеряет значительную часть патриотического электората. Более того, она уже теряет его прямо на глазах!..
Власть теряет такую поддержку даже не в том смысле, что, дескать, будет мало патриотов. Патриотов всегда много, потому что патриотизм - это нормальное чувство, а антипатриотизм - это отклонение...
Главное заключается в том, что патриотично настроенные граждане (то есть основная часть населения) не будут достойным образом представлены ни в правящем, ни в информационном, ни в творческом классах, да и во власти вообще!..
«Аналогии-то тревожные...»
А ведь народ осуществляет влияние на историю именно через свою элиту (конечно, пока не возьмется за вилы).
Так вот если в этой элите, в правящих слоях не будет достаточно людей, которые представляют голос патриотов, это в очередной раз может сыграть печальную роль в нашей истории.
В 1991 году большинство населения страны было за сохранение СССР и реформирование социализма, но в самом влиятельном слое людей, допущенных к микрофонам и аудиториям, большинство было как раз за то, чтобы развалить Союз и, ни с кем не посоветовавшись, срочно поменять строй.
Так что аналогии-то тревожные, и лично у меня всё это вызывает очень нехорошие чувства...
«Будучи доверенным лицом президента Путина на двух предыдущих выборах...»
Я, будучи доверенным лицом президента Путина на двух предыдущих выборах и сторонником единой, неделимой и сильной России, очень боюсь, что развалить ее могут, в частности, посредством конфликта с либеральной интеллигенцией, которая очень не хочет отдавать свою монополию.
Проблема-то не в деньгах, а в монополии, закон которой - вы нам дайте деньги, но не спрашивайте, куда они делись и что мы делаем!
Вот из-за чего эти деятели не хотят терять свою монополию. Но ведь у монополии не может быть культуры, и подобное всегда очень плохо заканчивается...