> «Рогозину надо начинать, прежде всего, с себя!» - Аргументы Недели

//live

«Рогозину надо начинать, прежде всего, с себя!»

1 февраля 2017, 16:16 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]

Фото motorsich.ru

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин назвал диверсией зарплаты специалистов, которые собирают двигатели для ракет-носителей «Протон-М» на Воронежском механическом заводе.

Напоминаем, что на ВМЗ из-за выявленных технологических проблем были отозваны двигатели второй и третьей ступеней ракет-носителей «Протон-М».

О ситуации размышляет член президиума Академии проблем качества, академик, членкор Российской академии ракетно-артиллерийских наук, начальник вооружений Вооруженных сил России (1994-2000 гг.), генерал-полковник запаса Анатолий СИТНОВ:

 

«Концепция обеспечения качества заложена в том...»

- Здесь я согласен с Рогозиным. На этих участках всегда работали люди, квалификация которых была от пятого до седьмого разряда.

И все же это лишь следствие подбора кадров, а концепция обеспечения качества заложена в том, чтобы четко работал ОТК, военная приемка и чтобы всё соответствовало тактико-техническим характеристикам и рабочим картам.

Так что если там поменяли припой, то должны быть проведены полномасштабные испытания с тем, чтобы подтвердить это и дать право на применение.  

А если сейчас вместо инженеров и главных конструкторов работают менеджеры, которые ищут, где бы побольше «срубить бабла», то всё останется по-прежнему.

«Значит, где-то произошел сбой...»

Почему пока приостановлен запуск ракетоносителей «Протон-М»? Ну дело-то тут очень простое: там, где инженеров заменили на менеджеров, всё и пошло наперекосяк!

У нас же всегда ответственность была на генеральном заказчике, который обеспечивал государственную и военную приёмку, обеспечивал контроль всех входных комплектующих элементов.

Значит, где-то произошел сбой. Ну а кто всё это разрешал? Например, я в свое время не разрешал переводить аналоговую систему управления «Союза-7», который доставляет космонавтов на орбиту.

Уж сколько раз мне говорили, мол, давайте поменяем на цифровую...

И я все время объяснял, что если вы потеряете даже один знак, какую-то цифру, единичку, то аналоговая система потом восстанавливает функцию, а любая цифровая сразу идет в обвал и мгновенно разрушается.

Если аналоговые системы могут иметь провал в информации, и потом эта функция в них полностью восстанавливается, то в цифровых это уже никогда не восстановишь.

«Заменили без всякой аттестации...»

Ну да, на Воронежском механическом заводе есть заводской ОТК, есть военная приемка... Но дело в том, что новые материалы можно применять после проведения полномасштабных стендовых динамических и натурных испытаний.

Насколько я знаю, речь шла о том, что там допустили подмену в технологии, был обнаружен неразрешенный припой с драгметаллами, не соответствующий конструкторской документации.

Но если туда допустили то, что нельзя, то есть заменили без всякой аттестации... ну это прошло раз, два, но ведь этот недостаток обязательно где-то должен всплыть...

Поэтому я и считаю, надо полностью восстанавливать функции заказчика. То есть контроль военпредов должен идти именно от заказчика!

«Лаврентий Павлович должен быть везде!»

Это же чисто организационные вопросы, а не со зла, не из-за воровства или саботажа. Ну или менеджеры опять же хотели где-то сэкономить...

Еще раз говорю, должен быть контроль! У нас ведь сейчас как: заказчика начинают совмещать с подрядчиком, а этого делать никак нельзя! Заказчик должен контролировать и полностью отвечать за принятую продукцию. Образно говоря, Лаврентий Павлович должен быть везде!

«Как в устоявшемся производстве могли появиться такие сбои?»

Да, теперь все эти двигатели будут проверять уже на «Энергомаше». Что ж,  «Энергомаш» - это более прогрессивный завод, и он создает более перспективные двигатели, чем тот же Воронежский механический завод.

Но ведь в Воронеже уже давно устоявшееся производство, и для меня, например, непонятно, как в устоявшемся производстве могли появиться такие сбои...

Что ж, во-первых, у нас потеряна элементная база, во-вторых, комплектующие не соответствуют заданным стандартам...

Мы ушли от стандартов к техническим условиям, а это значит, что поставщики, которые были традиционно, уже наверняка заменены на своих...

«Что видишь, то и поёшь»

Если раньше в Постановлении ЦК и Совмина по каждому изделию прописывались все кооперационные связи и всё было четко определено, то сейчас эти кооперационные связи разрушены и все предприятия розданы неизвестно куда и неизвестно кому!

Вот сейчас Рогозин говорит, что на ВМЗ, понимаешь, разгильдяйство...

Есть три функции информации: первая - что видишь, то и поёшь, вторая - что ты сам потрогал, а третья - что ты знаешь. Так вот надо и говорить после того, как там проработает комиссия!..

«Продал и смотался»

Это как на космодроме Восточный, когда убрали одного генерального, потом убрали генерального автоматики... то есть поувольняли всех генеральных, и не понятно, кого назначили... и кто за что отвечает, тоже непонятно.

Опять же всё это идет от того, что генеральные конструкторы играют второстепенную роль после менеджеров!

В чем суть генерального конструктора? Он «вяжет» всё, он организует, и он же отвечает за конечный продукт! Он отвечает за его развитие, модернизацию и переход одного поколения на следующее.

А всех остальных интересует только то, что на есть полке: продал и смотался.

«Ни один частник не будет отвечать за развитие»

Да, сейчас в Воронеже всё проверяют. Там работает и ФСБ, и СК, и прокуратура... Что ж, они всё проверят, они молодцы, я считаю, что проверят квалифицированно и сделают соответствующие выводы. Но всё это надо было делать до того, а не сейчас...

Идти по случившимся следам - это одно, а надо идти до того! У нас же раньше была отраслевая структура, где были технологии и где экономика была в каждом министерстве.

Сейчас этого нет. Многие предприятия являются частными. Но ведь ни один частник не будет отвечать за развитие, за новшества, потому что у него просто нет свободных денег.

«По сравнению с тем, что там накосячили...»

Да, проверить десятки двигателей - это тоже стоит денег, но по сравнению с тем, что там накосячили, это самая настоящая мелочь!

Здесь-то как раз я не вижу абсолютно никаких проблем. Разобрать и собрать двигатель - это две недели, туда и назад.

Поэтому надо и проверять, и аттестовывать, но не тогда, когда всё уже случилось, а выявлять на момент, когда создано.

Там же есть и цикл проверочных стендовых испытаний, и цикл полностью контрольных запусков и т.д. и т.п.

«Если гензаказчик допустил приемку такого двигателя...»

А если Рогозин говорит, что на сцену надо вывести всех виноватых, то ему надо начинать, прежде всего, с себя!

Почему разрушена система заказов, почему нет системы контроля входной продукции, почему выпущено из-под контроля и начинает давать сбои даже то, что летает уже десятилетия?!

Значит, что-то нарушилось в технологических процессах, в материалах, в подходе, организации и т.д. Возможно, это был износ оборудования...

Но это же элементарные вещи, за которые должны отвечать. За это должен отвечать директор вместе с гензаказчиком.

А если гензаказчик допустил приемку такого двигателя, значит он и несет полную ответственность!

«Если решили, что не диверсия, - значит, не диверсия»

Условный Лаврентий Павлович, например, был тогда, когда строили Саяно-Шушенскую ГЭС, - я имею в виду людей, которые ее разрабатывали и сделали плотину выпуклой, а не вогнутой, как, допустим, на Днепрогэсе...

Это значит, что она находилась между двумя «плавающими» хребтами и могла подниматься и опускаться.

Так вот когда плотина в августе 2009 года треснула по центру, то, если бы была вогнута, ее бы просто разворотило, но ее зажало, и она устояла. А ведь агрегат, весом в полторы тысячи тонн, был просто вырван и улетел на 25 метров!

Так что те, кто планировал там сделать, скажем так, чрезвычайный ситуационный вариант с терактом, не достигли своей цели.

Ведь вся эта вода, которой там несколько миллионов кубометров, разлилась бы до самой Игарки шириной 650 километров, что, развалило бы страну на Запад и Восток.

Была ли тогда диверсия? Ну если решили, что не диверсия, - значит, не диверсия. Но почему это случилось именно там, а не в другом месте?

«Государственные задачи хотят решать частными руками»

Так что во главу проекта надо вернуть конструкторов. Профессионалы должны руководить отраслью, и надо вернуть того же Лапоту.   

Нужно восстановить научно-технический совет при «Роскосмосе», и надо отдать всё на откуп генеральным конструкторам, а не менеджерам!

И именно директор должен подчиняться единой корпорации. Если мы хотим летать в космос, то он должен быть государственным, а не частным.

У нас же государственные задачи хотят решать частными руками, что означает удорожание проектов в два-три раза, затягивание всего остального, плюс применение всего, что просто попадает под руку...

«Частники могут заниматься только туризмом»

Нужно вернуть и восстановить систему генеральных заказчиков! Нужно полностью создать систему генерального заказчика по космосу, который бы от имени государства осуществлял стратегию, развитие, контроль и обеспечение выполнения государственных задач!

Частники могут заниматься только туризмом, а такие ответственные задачи должны решать государственные структуры.

«Мы уже победили, только об этом пока никто не знает...»

Я думаю, мы все равно победим, страна находится на подъеме, поэтому просто надо выполнять указ президента по импортозамещению.

Да мы уже победили, только об этом пока никто не знает...

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте