С приходом весны по всей стране начали проходить различные кинофестивали. Только что закончился фестиваль «Святая Анна» для дебютантов, потом, глядишь, и «Кинотавр», и ММКФ, и «Короче» (для короткометражек), и «Киношок»...
Вопрос: «Как нынче пробиться молодым?»
Сергей Сельянов, продюсер, режиссёр, сценарист:
«На киностудиях всегда и так было полно народу...»
- Помогают ли фестивали, скажем, «Святая Анна» или «Короче», как-то встать на путь и пробиться молодому кинематографисту?
Да, разумеется, фестивали для этого и предназначены. Для этого и я участвую в жюри, чтобы увидеть каких-то интересных ребят и девчат.
Что касается финансовых премий, то на фестивалях они тоже есть. Например, на фестивале короткометражного кино в Калининграде, который называется «Короче», есть весьма существенные премии,
Там первая премия, если не ошибаюсь, порядка 500 тысяч рублей, и, возможно, в этом году она будет увеличена.
Что ж, денежная премия - это, конечно, важно, и всё же главное - это, как говорится, себя показать.
Если фильм занимает какое-то почётное место или просто производит впечатление на публику, то, естественно, у этого режиссера повышаются шансы двигаться дальше.
Что касается неких разговоров о «возвращении элементов советской кинематографической системы», скажем, распределения после киноинститута, то и тогда в кинематографе его просто не было.
Из ВГИКа ты мог распределиться на хорошую студию только в том случае, если сам каким-то образом этого добился.
Да, в технических, медицинских или педагогических вузах тебя особо не спрашивали и отправляли по распределению, потому что была большая потребность в инженерах, учителях, врачах.
То есть для таких специалистов всегда были рабочие места. На киностудиях же всегда и так было полно народу, и ни «Мосфильме», ни на «Ленфильме» особо не нуждались в дополнительных кадрах.
Так что это было дело рук самих «утопающих», и такая система тогда не помогала и сама по себе не обеспечивала молодому режиссёру какую-то прекрасную судьбу.
Когда в кинотеатрах будет наше хорошее, добротное кино и станет меньше «жвачки»? Думаю, никогда - так же, как в кинотеатрах не будет и хорошего американского, французского, да и любого другого кино.
Во всякой кинематографии 10 процентов фильмов являются успешными, остальные – нет. Кстати, так было и в советское время.
Советский Союз делал 150 фильмов в год, из них порядка пятнадцати действительно были хорошими, и некоторые из них до сих пор пользуются заслуженной любовью зрителей.
Александр Митта, кинорежиссёр, сценарист, народный артист России:
«Но кто же сделает это без денег?»
- В кино сейчас трудно. Рынка нет, финансирования нет...
Если фильм дебютанта сможет помочь ему начать работу на телевидении, то по нашим временам это будет очень неплохо.
Многие современные большие режиссёры начинали свой путь с того, что учреждали рекламные компании и производили очень много рекламы, таким образом делая себе имя.
В советское время всё было по-другому, но мы не понимали, что это было счастье. Тогда был рынок - плохой ли, хороший, советский ли, какой угодно!..
Студии готовили картины, которые по плану попадали в государственные кинотеатры. Если кино удовлетворяло профессиональным критериям, то рано или поздно оно попадало в план и шло в прокат.
Потом режиссёр двигался дальше и снимал картину за картиной.
Например, большинство картин Эльдара Александровича Рязанова тоже были сделаны по заказу. Его фильмы устраивали студию и по жанру, и по профессиональным критериям, и по плану...
Вот такой путь и был нормальным для режиссёра. Но этот путь хорош тогда, когда выстроен цикл, когда есть цепочка - производство, то есть студия, которая отправляет фильм в кинотеатры, а они принимают его.
А сейчас даже «на личных контактах» далеко не уедешь, потому что банально нужны деньги.
Причем ты должен снять что-то такое, что даст возможность людям, вкладывающим в твой фильм, гарантии правильного вложения денег. Если они вкладывают в картину деньги, то такие вложения должны вернуться!
А что касается «искусства с большой буквы»... Да, это, конечно, хорошо, но кто же сделает это без денег?..
Кирилл Разлогов, киновед, телеведущий, президент Гильдии киноведов и критиков России, заслуженный деятель искусств РФ:
«У нас в стране много фестивалей...»
- Дебютанту лучше всего найти прокатчика. Правда, прокатчики берут далеко не всё, а то, что соответствует их собственным вкусам или представлениями о коммерческой ценности.
Конечно, можно попробовать предложить своё кино и на телевидение, но большие каналы сейчас практически ничего не берут, поэтому остаются либо кабельное, либо спутниковое ТВ.
Кстати, эти каналы платят по 50-100 долларов за показ, так что с миру по нитке какие-то деньги можно и вернуть...
А если дебютный фильм - короткометражный, то нужно посылать его на фестивали. У нас в стране много фестивалей для дебютантов, а вот прокат для короткого метра бесперспективен. Поэтому только на ТВ...
Ситора Алиева, директор программ кинофестиваля «Кинотавр», актриса:
«Если автору есть что сказать - это и есть его главный аргумент!»
- Обязательно нужно проходить фестивальную экспертизу. Обязательно! Ведь там сидят профессионалы, которые имеют возможность оценить фильм, отобрать его...
Если это действительно осмысленная работа, в которой есть идея, форма, эмоция, то профессиональное жюри увидит это. Жюри имеет возможность наградить это кино...
Для любого эксперта (неважно, на первой ли стадии селекции, в жюри ли, в прессе или это уже индустрия, которая может работать и дальше заниматься фестивальным кругом) главным аргументом должен быть только сам фильм.
Если автору есть что сказать - это и есть его главный аргумент!
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции