«Для меня неграмотный человек - это просто калека!»
16 апреля 2016, 18:00 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
16 апреля - день очередного Тотального диктанта, одного из крупнейших образовательных событий года в России. Около 150 тысяч участников на всех шести континентах планеты одновременно пишут текст на русском языке.
Вопрос: «Зачем нужна грамотность, если есть авторедактор, а головой человек просто ест?»
Аркадий Инин, писатель, сценарист, заслуженный деятель искусств России:
«Они пишут слово «окно», начиная с буквы «а»...»
- Да, я знаю, что проводится Тотальный диктант, но я не понимаю, что это за мероприятие и в чём его смысл?
Нет, я совершенно не против, но не понимаю, как это мероприятие может повлиять на общую грамотность, ситуация с которой у нас в стране просто чудовищна!
Например, мои студенты во ВГИКе, сценаристы, пишут не просто плохо, а чудовищно плохо!
А ведь это не актёры, хотя и актёрам тоже непростительно, но ведь сценаристы должны грамотно писать, а они пишут, например, слово «окно», начиная с буквы «а»...
Один чудесный парень, очень хороший придумщик сюжетов, в заданном этюде написал «пи», а потом «рон», и я никак не мог понять, что же это такое...
Спрашиваю у него, что это такое, а он отвечает: «Ну это же перрон, то есть место, куда приходят поезда». То есть он просто вообще не понимает, как пишется слово «перрон»!
Видя моё, мягко говоря недоумение, паренёк говорит, да, это не грамотно, ну и что, есть же редактор - он поправит.
Мало того, что они в большинстве своём абсолютно неграмотны, так ещё и абсолютно бессовестны!
Им невозможно объяснить, что грамотность - это просто признак интеллигентного, мыслящего человека. Во всяком случае, мне это никак не удается...
Знаете, меня это просто убивает, потому что я сам болезненно грамотен. Они же не испытывают по этому поводу никаких ощущений, и им совершенно не стыдно.
Да, это меня поражает, убивает, но что с этим делать, я не знаю! Я просто выбрасываю такие неграмотные работы.
С другой стороны, я понимаю, что этот парень придумывает прекрасные сюжеты и он хороший сценарист. Но к такой вопиющей неграмотности я привыкнуть никак не могу. Для меня неграмотный человек - это калека!
Как его приняли во ВГИК? Там пишут этюд на заданную тему. Он написал малограмотную работу, но оценки же в этом этюде ставят не за орфографию и пунктуацию...
Вот он и написал очень смешную, замечательную историю, но, к сожалению, абсолютно малограмотную. Что ж, тут приходится делать выбор в сторону таланта...
Но это же у нас всеобщее, поголовное: чудовищно говорят наши дикторы, чудовищно говорят наши чиновники, и что с этим делать, я не знаю!
Так что я не понимаю, как этот диктант может повлиять на улучшение грамотности. Нет, я ни в коем случае не против него! Есть же умные люди, которые его придумали и решили, что это поможет. Ну дай-то бог!
Правда, я не понимаю, зачем для этого диктанта нужно писать какой-то специальный текст. Мы же проверяем грамотность, значит подойдёт любой текст. Например, берёшь Гоголя, «Русь-тройка»...
Не понимаю смысла какой-то «особости» этого текста и что всё это значит? Ведь нужен просто текст, в котором мы должны понять, где ставить запятые, двоеточия, где «ж», «ш», «щ», «уж, замуж, невтерпёж» и т.п.
А что касается этого пресловутого ЕГЭ, то я вообще против! ЕГЭ - это издевательство и разрушение нашей системы образования! Это так называемая болонская система, совершенно идиотская система с магистрами, с бакалаврами...
Это разрушение прекрасной системы образования, которая существовала у нас в стране. Поэтому ничего хорошего про ЕГЭ я, конечно, сказать не могу...
Анатолий Салуцкий, писатель:
«Тщательнее выбирать людей для написания таких диктантов»
- Я считаю, что сама по себе идея Тотального диктанта очень неплоха, но тут очень важно выбирать тексты.
По-моему, те тексты, которые здесь предлагаются, далеко не всегда соответствуют идее того, что может быть повышен уровень грамотности и произойдёт внедрение неких новых культурных стандартов.
Далеко неоднозначный вопрос, кому поручают написание этих текстов. По-моему, к этому нужно присмотреться внимательней и надо гораздо тщательнее выбирать людей для написания таких диктантов.
Зачем? Да потому что у нас здесь всё больше один уклон - люди из либерального лагеря. Поэтому и нужно, чтобы написание диктанта не превратилось в навязывание одного культурного стереотипа.
Что касается ситуации с общей грамотностью, то, к сожалению, с этим у нас сейчас не очень... Поэтому сами по себе диктанты как привлечение внимания к повышению грамотности, конечно, хороши.
Однако грамоте они не научат. Нужно, чтобы люди понимали, что им важно быть грамотными, а этот диктант и призывает быть грамотными.
Да, Интернет разрушает грамотность, но привлечь внимание к этому вопросу опять же можно через Интернет....
Лариса Рубальская, поэтесса:
«Те, кто выпускает их в эфир, и сами говорят точно так же...»
- Вы просто нажали на болевую точку! Знаете, мне кажется, что грамотность - это одно из приоритетных направлений и на это прежде всего и надо обращать внимание.
Сюда входит и владение русским языком, и отношение к русскому языку, и любовь к русскому языку.
Так что я за Тотальный диктант, за то, чтобы как можно выше поднять приоритет этого дела и чтобы как можно больше людей стало обращать внимание на свое владение языком и наличие грамотности!
Не должно быть никаких поблажек ни в разговорном, ни в письменном жанрах. Это нельзя терять, потому что это наше всё!
Сама я нахожусь в плену русского языка, и я его вечная пленница! За грамотность в нашей стране, думаю, давно пора взяться всерьез.
К сожалению, Интернет может только понизить и без того низкую грамотность. Ведь все эти авторедакторы сами исправляют ошибки, но человек-то так и остается малограмотным.
Конечно, Интернет нам помогает во многом другом, но вот в том, что касается всех этих тестирований или всевозможных резюме, то пусть люди их пишут от руки, может, тогда станут хоть немного грамотнее.
Про телеведущих вообще страшно говорить! Все эти фразы - «влазить-вылазить» - просто ужасны, и я не знаю, как их допускают до работы. Видимо, те, кто выпускает их в эфир, и сами говорят точно так же...
Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, доцент, членкор Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:
«Больше граждан нашей страны будут стремиться стать грамотнее»
- Знаете, тот же ЕГЭ очень слабо выявляет грамотность, а быть неграмотным и написать Тотальный диктант просто невозможно! Я уже устал повторять, что тесты формируют примитивное мышление.
С другой стороны, с помощью акции «Тотальный диктант», думаю, всё-таки можно будет привлечь внимание общества к вопиющей безграмотности.
Сейчас школа - как средство многостороннего развития личности подменяется школой - как учреждением, оказывающим услуги.
Результаты многих социологических исследований говорят, что постоянно растёт количество людей, убежденных в том, что раньше в школе учили лучше, чем сейчас!
Но если в этой образовательной акции будут участвовать политики и другие, как сейчас говорят, медийные персоны, то больше граждан нашей страны будут стремиться стать грамотнее и любить родной русский язык.
Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН:
«Практически не знают классику, плохо пишут сочинения...»
- Необходимо поднимать качество изучения русского языка на новый уровень, - и это является очень важной проблемой и для школ, и для вузов.
Но, несмотря на все усилия и программы, мы еще не добились желаемого результата и того, какое место должен занимать русский язык. Школы в силу разных причин не уделяют внимания его изучению.
Тот же компьютер может здорово помочь со сбором информации, с анализом (в том числе и из книг) и, конечно, многое может ускорить, но заменить книгу он не сможет никогда!
Ведь общение с ней – это не просто получение информации, а что-то другое…
Школьники, которые приходят в университет, практически не знают классику, плохо пишут сочинения, и бывает, что почти половина абитуриентов получает «двойки»...
Я бы очень приветствовал, если наряду с сочинением было аналогичное введение экзамена по истории. Это же предмет, где нельзя с помощью простых ответов на вопросы (или тестированием) понять позицию человека.
Улучшение качества преподавания русского языка в школе и вузе играет важнейшую роль в развитии многонациональной России и расширении влияния русского языка во всём мире.
Сергей Бабурин, председатель политической партии «Российский Общенародный Союз», ректор Российского государственного торгово-экономического университета (2002-2012 гг.), зампред Госдумы II, IV созывов:
«Для них гораздо важнее содержание комментария, а не сам русский язык»
- К сожалению, у нас совсем вымерла профессия диктора, а ведущие и с радио, и с телевидения считают, что для них гораздо важнее содержание комментария, а не сам русский язык.
Меня очень огорчает то, что в русском языке сейчас появляется много различных терминов из других языков.
Но ведь они имеют аналоги в нашем языке – и зачем же нам это? Мы с таким новоязом боремся и будем бороться просто неустанно!