«Приятно было слушать Набиуллину, толково выступили ряд других министров...»
24 марта 2016, 19:19 [ «Аргументы Недели» ]
Президент РФ Владимир Путин на проходившем в Москве съезде Российского союза промышленников и предпринимателей назвал отечественный бизнес ответственным и зрелым. Вопрос: «Изменились ли отношения между государством и бизнесом?»
Игорь Юргенс, президент Института современного развития, председатель комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, член ОП РФ, профессор ВШЭ, кандидат экономических наук:
«Ручное управление сегодня является наиболее эффективным»
- Что ж, между Александром Николаевичем Шохиным и Владимиром Владимировичем Путиным сложились очень хорошие отношения. Приятно было слушать Набиуллину, толково выступили ряд других министров, но...
Мы же часто заявляем одно, диалог между объединениями предпринимателей и руководством страны выглядит конструктивным, а вот реальность упирается во всё то, что сейчас представляет собой наша экономика.
Что касается конфликтов между правоохранителями и бизнесом, то ведь его на съезде РСПП не погасишь!
Взаимодействие предпринимательского сообщества и правоохранительных органов - это очень большая и сложная тема.
Всем известно, что недавно был создан соответствующий комитет, которым руководит Сергей Борисович Иванов, то есть практически под эгидой самого президента.
Что ж, мы надеемся на какие-то позитивные сдвиги, но пока их не очень видно...
А вообще, ситуация не может измениться в лучшую сторону потому, что экономика меняется в худшую.
Да, отношения между людьми не вызывают никаких сомнений, чувствуется человеческие желания что-то сделать, но, как сегодня сказал Александр Николаевич Шохин, ручное управление является наиболее эффективным.
Видимо, пока будет такой вот алгоритм...
Давид Якобашвили, президент некоммерческого партнерства «РусБренд», член бюро Российского союза промышленников и предпринимателей:
«Если это не сработает, то уже будем напоминать Владимиру Владимировичу»
- Хорошо, что и президент России, и вообще много людей проявляют интерес к проблемам отечественного бизнеса.
Проводятся встречи, какие-то диалоги, касающиеся отношений государства и бизнеса. Практически вся текущая неделя была посвящена этой теме. Я надеюсь, что все договорятся, услышат друг друга и всё будет хорошо. В этом отношении я являюсь оптимистом.
Диалоги и встречи важны в любом случае. Люди должны встречаться, говорить и слышать друг друга.
Вот и президент услышал то, что ему говорили люди, и на всё отреагировал.
Конечно, бывает так, что все благие намерения увязают на каких-то других уровнях. Ведь чиновничий аппарат у нас очень большой, и что-то где-то всегда может застрять.
Ну что ж, мы будем стараться, чтобы ничего не застревало, будем напоминать, теребить тех людей, которым пришли соответствующие распоряжения.
Если к ним пришла бумага, то они должны на нее отреагировать, а мы их и будем теребить. А если это не сработает, то уже будем напоминать и Владимиру Владимировичу.
Он нас слышат, и если у нас есть какие-то вопросы к нему, то всегда на них отвечает.
Андрей Нечаев, председатель партии «Гражданская инициатива», министр экономики РФ (1992-1993 гг.), президент банка «Российская финансовая корпорация» (1993-2013 гг.):
«Бизнес выступает в роли бедного просителя»
- Знаете, я не следил за тем, что происходило на съезде РСПП. А что касается отношений между государством и бизнесом, то мне кажется, что какого-то реального диалога становится все меньше и меньше и он носит односторонний характер.
То есть бизнес выступает в роли бедного просителя, которого в лучшем случае могут снисходительно выслушать, но далеко не всегда прислушаться к его мнению.
Например, я сейчас возвращаюсь с совета директоров одной крупной саморегулируемой организации, где были внесены изменения в различные внутренние документы.
Так вот все делалось для того, чтобы выполнить абсолютно нелепые требования Центробанка. Причем диалог с ЦБ уже был, и ему объясняли, что не надо бы делать то и это. И тем не менее, у него есть некая монополия на истину...
Иван Грачев, председатель комитета Госдумы по энергетике, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук:
«Есть предприниматели, которые не платят мзду»
- Без принципиального изменения налоговой системы ситуацию существенно не изменить, и никаких примет к лучшему пока не видно.
У нас чиновничья страна и чиновничья вертикаль власти, и абсолютно не наблюдается таких сильных и самоорганизованных структур предпринимателей, которые могли бы этому хоть что-то противопоставить.
Однако такое положение дел очень существенно может изменить сильное расширение упрощенной системы налогообложения.
В этом случае предприниматели уже не будут на крючке у чиновника, а просто смогут платить всё, что положено и чувствовать себя уверенно и свободно.
Но когда начинают рассказывать про «одно окно» или что-то подобное, то предпринимателями это воспринимается как нечто второстепенное.
По-моему, ничего такого существенно меняющего взаимоотношения бизнеса и чиновного мира за последнее время не произошло.
И даже в том, что касается полной регламентации количества проверок, то и здесь сохранилась куча лазеек, которые позволяют спокойно обходить эту регламентацию.
Я часто общаюсь с представителями малого предпринимательства и ни от одного из них не услышал, что у кого-то уменьшилось количество проверок и взяток.
То есть все посещения государственными органами бизнеса как шли, так и идут в том же объеме. Другое дело, что в силу кризиса люди стали платить взятки меньшего объема.
Общаясь с предпринимателями, я часто слышу буквально одни и те же «простые» истории. Например, человек хочет снизить стоимость обслуживания в ЖКХ, а чиновники прямо и просто ему говорят «Ты что, обалдел? Деньги, которые сэкономил, лучше неси нам».
Или когда человек начинает открывать свое дело, то идет к чиновнику по списку. Зашел – значит, надо отдать какую-то сумму. Если на дворе кризис, эта сумма может быть и меньше. И все спокойно к этому относятся, потому что это уже система.
Да, есть предприниматели, которые не платят мзду. Но, как правило, это те люди, у которых сверхприбыльный бизнес. Они имеют огромный запас по рентабельности и платят налоги, что называется, выше крыши.
Однако таких людей очень мало, и в их бизнесе есть что-то редкое, какая-то изюминка (например, в том же бизнесе ЖКХ или в хайтеке).