> «Чем патриарху Кириллу помешали наши права, у него-то этих прав - с головой!» - Аргументы Недели

//live

«Чем патриарху Кириллу помешали наши права, у него-то этих прав - с головой!»

22 марта 2016, 16:07 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]

Фото: vashmnenie.ru

По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сегодня в масштабах всей планеты осуществляется беспрецедентное изгнание Бога из души человека.

Патриарх заявил, что универсальным критерием истины теперь стало понятие «права человека».

Вопрос: «Конечно, «права человека» - это вам не фунт изюма?»

 

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы:

«Насчет Бога в нашей Конституции ничего не написано»

- У патриарха своя область, а у меня – своя. Насчет Бога в нашей Конституции ничего не написано, там нет этого слова, а вот насчет прав человека есть целая глава.

Глава вторая Конституции РФ посвящена именно правам и обязанностям российских граждан, и права человека в главном законе страны отражены очень широко.

По нашей Конституции, у гражданина России ничуть не меньше прав, чем у гражданина самого демократического современного государства. Другое дело, что нередко они остаются на бумаге и правозащитникам приходится с боем вынуждать чиновников соблюдать кое-что из этих прав.

И тем не менее, я, как старый человек, который хорошо помнит советское время, могу сказать, что с правами человека у нас сейчас дела обстоят значительно лучше, чем раньше.

Например, у нас есть право выезда из страны и возвращение в нее. Правда, президент лишил этого права «высоких» чиновников и силовиков, но рядовые граждане могут им пользоваться.

И у нас есть самое главное: за это время люди усвоили, что у них есть права, которые они постепенно учатся защищать. И в этом им, конечно, помогают правозащитники.

Если патриарх Кирилл считает, что это против Бога, то он плохой христианин, потому что христианство и основано на том, что личность, человек что-то значат, что человек создан по образу и подобию Божьему, и поэтому следует уважать и его достоинство, и его права.

Не знаю, чем патриарху Кириллу помешали наши права, у него-то этих прав - с головой, больше, чем надо! А вот о рядовых гражданах по-прежнему беспокоимся мы, правозащитники, а не патриарх Кирилл.

Что полезней для человека – иметь Бога в сердце или же «права человека» в уме? Знаете, никакого противоречия здесь нет.

Человек создан по образу и подобию Божьему, а если так, то он не должен быть «жалкой тварью», а должен иметь права и достоинство, - и на этом основано всё христианство.

Наоборот, я удивляюсь какой-то простой дремучести патриарха Кирилла, который противопоставляет два этих понятия.

Евгений Тарло, президент фонда «Правовое государство», член Совета Федерации (2007-2015 гг.), доктор юридических наук, профессор:

«Наши профессиональные грантополучатели защищают права только определенных людей»

- Знаете, то, что фарисеи или всякого рода мошенники, превратно толкуя, используют понятие «права человека» в своих целях, вовсе не значит, что у человека как такового не существует прав. И именно эта концепция воспринята российским законодательством.

Думаю, что патриарх и говорил именно об этом фарисействе, то есть когда говорят о правах человека - и пытаются противопоставить их Богу, религии, вере...

Вот и сейчас мы видим, как односторонне, тенденциозно и исключительно в своих интересах толкуются права человека, например, на Украине.

Там защищаются права группки людей, ориентированных на Запад, но ни слова не говорится про то, что миллионы людей на Донбассе лишены самого необходимого и их просто убивают!

Кстати, это недостаток и нашей собственной работы, идеологии. Мы должны защищать и права человека, и те права, которые идут от Бога, то есть соответствуют Божьему промыслу.

Ведь право человека на жизнь соответствует библейскому принципу «не убий», и многие другие права человека тоже соответствуют христианским заповедям.

Более того, сама концепция прав человека вытекает из христианства.

А вот наши профессиональные грантополучатели защищают права только определенных людей. И еще они делают это по глупости, потому что привыкли хаять свое Отечество.

Кстати, идеологическое наступление на Советский Союз тоже происходило именно под предлогом защиты прав человека.

Иные деятели у нас постоянно кричат, мол, в России нет свободы слова, цензура и т.п. А вот меня «Фейсбук» заблокировал за совершенно невинную публикацию – и жаловаться некуда. Вот вам и «права человека», вот вам и «свобода слова»!

А как назвать запрет определенным людям ездить в другие страны, все эти списки невъездных и т.п.? Как это связано с правами человека?

Вот высказал журналист Дмитрий Киселев какую-то точку зрения, которая не понравилась Государственному департаменту США...

Почему ему нельзя её высказывать, ведь он журналист, к тому же от него вообще не зависит ни одно политическое решение?

Вы хотите запретить всем нашим депутатам, сенаторам и членам правительства ездить за рубеж? Ну запрещайте и составляйте списки!  

А как можно назвать все эти разговоры наших правозащитников о люстрации? Это же вообще какой-то фашизм!..

Так что, к сожалению, у нас сегодня такое лживое, фарисейское и пропагандистское время, когда каждый использует любое слово в своих интересах, и это вытесняет Бога из отношений между людьми и из души человека.

На Донбассе пролилась уже не слезинка одного ребенка (по Достоевскому), а кровь сотен детей, тысяч и тысяч мирных жителей, и вот что-то наши правозащитники молчат...

Анатолий Вассерман, политический консультант:

«Извлечение мелкой выгоды из больших разрушений»

- Я - атеист, и поэтому о Боге могу говорить только в том смысле, что Бог - это воплощение представлений человека о лучшем самом себе.

В этом смысле я согласен с нашим патриархом, ибо действительно под лозунгом «права человека» прежде всего уничтожаются представления о человеке как о части общества, которая не способна к существованию вне общества.

Меж тем, такое представление важно даже в рамках нынешних заявлений о том, что главное в человеке - это его способность потреблять.

Ведь еще с незапамятных времен известно, что разделение труда повышает его производительность и что каждый из нас может как создавать для других, так и получать от других значительно больше, чем он мог бы произвести и потребить в одиночку.

Поэтому существование и благополучие общества важно даже с точки зрения той самой личности, которую сейчас противопоставляют обществу.

Представление о Боге, как о воплощении всего лучшего, что есть в человеке, действительно является опорой для того, чтобы ощущать себя частью общества, чтобы понимать свое взаимодействие с другими людьми не как бремя, а как благо.

Нынешнее разрушение идеи Бога - это лишь одна из форм разрушения представления об обществе, одна из форм оставления человека один на один с теми частями общества, которые ведут себя антиобщественно.

Прежде всего, это так называемые транснациональные корпорации и другие коммерческие структуры, считающие допустимым для себя извлечение мелкой выгоды из больших разрушений.

Это и политические структуры, которые готовы выхватывать куски из страны, - и это вместо того, чтобы усиливать всю страну и тем самым - самих себя в своей стране!

Так что я вполне согласен с патриархом в том, что нынешняя тенденция разрушительна, хотя, конечно, формулирую эту тенденцию в совершенно других терминах.

Михаил Маркелов, первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций:

«Когда из обычных уголовников делают политзаключенных...»

- По-моему, тема прав человека во многом надумана и искусственно раздута. Ведь свою свободу каждый человек должен отстаивать самостоятельно, и он не может кому-то поручить отстаивать свои права.

Государство эти права защищать не будет (правильно это или нет, но это – данность). Мне кажется, что права человека – это некая химера (по крайней мере, у нас).

Я считаю, что ситуация с правами человека у нас обстоит не хуже, чем в какой-то другой стране, например, США, Англии или на Украине. Ну, нет у нас такого жестокого вопроса!

Зато у нас есть правозащитные организации, которые в силу своей политизации по-своему толкуют и осваивают тему прав человека,  безусловно, выполняя чей-то заказ. Иначе бы они ссылались не на международные правозащитные организации, а на наш доморощенный опыт.

Но такого доморощенного опыта у нас как раз нет и не будет, потому что в нашей стране эта тема остро не стояла и стоять не будет.

Когда из обычных уголовников делают политзаключенных, то мне по меньшей это мере представляется некорректным...   

Магомед Толбоев, член политического консультативного совета при президенте РФ, депутат Госдумы I созыва, Герой России, доктор исторических наук:

«Толку от этого – ну просто никакого!»

- Пока существует государство, наши права будут записаны в Конституции. А само понятие «права человека» в одном государстве может быть политическим и восприниматься как надуманная показуха, в другом – это уже настоящие «болельщики» за других людей.

Но потом проходит время, и люди видят, что толку от этого – ну просто никакого! То есть народ уже перестает этому верить и воспринимает за очередную кампанию.

И я тоже считаю, что хотя эти общественные организации и числятся на бумаге, но на самом деле их просто нет. 

Элла Памфилова, член Центральной избирательной комиссии РФ, уполномоченный по правам человека в РФ (2014-2016 гг.):

«Если за правозащитником тянется шлейф...»

- Что касается всей этой ситуации с правами человека, то хотим мы этого или не хотим, но она вольно или невольно действительно превратилась в факт большой мировой политики, - нравится нам это или нет.

Правозащитное движение должно чутко отстаивать принципы, основанные на Декларации прав человека и гражданина, и не быть конъюнктурным.

Человек, который всю жизнь занимался правозащитной деятельностью, не может отринуть ее, и она просто трансформируется в четкую политическую позицию. 

Но если за правозащитником тянется шлейф, что он обслуживает интересы Запада в ущерб интересам России, то, конечно, у него мало шансов на поддержку его народом как политика. С другой стороны, если за ним идет шлейф, что он обслуживает интересы нашей бюрократии и власти, то у него тоже мало шансов...

Владимир Винокур, народный артист России:

«Это легенда тех, у кого имеется комплекс неполноценности»

- Понятие «права человека» - это легенда тех, у кого имеется комплекс неполноценности. Дескать, вот у них нет никаких прав.

Но если человек имеет какую-то конкретную идею, то он ее добивается несмотря ни на что! А если это не идея, а блеф, утопия и маразм, то причем же тут права? Это просто комплекс неполноценности..

 

 

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте