«Эрдоган ставит на то, что уровень давления на Россию будет возрастать»
24 февраля 2016, 22:00 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
Президент Турции Эрдоган обвинил Россию в том, что она продолжает нарушать турецкое воздушное пространство, однако не уточнил, когда и где произошли случаи нарушения.
О запущенном случае с Эрдоганом - директор Центра политической конъюнктуры Сергей МИХЕЕВ:
«У него просто не хватит ресурсов»
- Пока Эрдоган замахивается на большее, чем способен, и тут, конечно, надо отделять слова от реальных действий. Ведь на самом деле слов много, а реальных действий, подкрепляющих угрозы, пока нет.
Наверное, Эрдоган может начать пытаться реализовывать свои обещания - втянуть Запад в еще больший и глубокий конфликт с Россией - и сыграть на этом. Правда, в случае, если только он сам всё это придумал, а не его подталкивают...
Но Эрдоган играет на грани возможного, - и это совершенно точно. Для того чтобы реализовать все свои угрозы, у него просто не хватит ни дипломатических, ни политических, ни военных ресурсов.
«Военные убеждали Эрдогана не делать этого...»
Эрдоган хочет, чтобы весь мир зависел от Турции, но по факту же это не так, и я думаю, что ему все-таки придется снизить уровень риторики.
Сейчас он просто играет ва-банк, повышает ставки в возможном торге, причем делает это одновременно в отношении всех - и России, и США, и Европы.
То есть Эрдоган максимально повышает ставки и требует принятия его условий. Ну что ж, посмотрим...
Это, конечно, рискованная игра, и, судя по его эмоциональному складу, он, наверное, может пойти ва-банк.
Турецкие источники утверждают, что он уже несколько раз отдавал команду идти защищать Алеппо, но военные убеждали Эрдогана не делать этого.
«Эрдоган может поставить свою страну и себя в очень сложную ситуацию»
На самом деле совершенно не понятно, что же будет дальше: ведь если турецкая армия начнет действовать на территории Сирии, то может возникнуть самая непредвиденная ситуация.
Откровенно говоря, никакие уставные документы НАТО на эту ситуацию не распространяются, и вряд ли Эрдоган может быть уверен в том, что за него совершенно точно «впишутся». Более того, по-моему, тут это просто невозможно.
Плюс ко всему, если бы у Эрдогана на самом деле было всё в порядке дома, а сейчас это только обострит ситуацию с курдами на востоке. Может ли он и там, и тут заниматься этими вопросами, не ясно.
Конечно, какой-то определенный ресурс у Турции сейчас есть, и все же Эрдоган может поставить свою страну и себя в очень сложную ситуацию.
«Все проблемы перекладывают на Россию»
Почему Эрдоган так рискованно играет? Да потому что он понимает, что сегодня такая ситуация, когда вообще все проблемы перекладывают на Россию. Это и позволяет ему так себя вести.
И он ставит на то, что уровень давления на Россию будет только возрастать и оно станет таким, что Россия откажется от поддержки Башара Асада.
«Нервно реагирует и в отношении США»
Эрдоган привлекает на свою сторону Европу, пугая ее мигрантами, - и Европа действительно пугается.
Он поругался и с американцами, потому что США явно ведут дело к созданию Курдистана, что для Эрдогана будет означать провал практически всей его политики в регионе. Поэтому он так нервно реагирует и в отношении США.
«Мы, наверное, будем сторонниками создания курдской автономии...»
Что касается наших отношений с курдами, то, как я понимаю, мы оказываем им политическую поддержку, но напрямую не высказываемся за некий раздел Турции или что-то в этом роде.
То есть мы оказываем политическую поддержку курдским политическим организациям, а не тем, кто признан террористами. Причем Россия не оказывает им поддержку вооружениями.
Но турецкие СМИ обвиняют нас в том, что мы ведем дело к расчленению Турции, то есть на этом они тоже пытаются играть. Но в целом, конечно, наш уровень отношений с курдами повышен.
Насколько я понимаю, если Башар Асад все-таки сможет добиться успехов (а он добивается успехов), то мы, наверное, будем сторонниками создания курдской автономии.
«Не считаю серьезным рассуждать о каком-то распаде Турции»
И все же не думаю, что Турция может распасться из-за такой политики Эрдогана. Не надо выдавать желаемое за действительное.
Другое дело, чем сильнее будут курды и чем больше проблем у Анкары будет с ними, тем больше вероятность изменения государственного устройства Турции.
То есть если война с курдами на территории Турции примет угрожающие масштабы, то итогом может быть некий компромисс с ними. Но я не считаю серьезным рассуждать о каком-то распаде Турции или о чем-то подобном.
«Этот сигнал был бы услышан в Москве...»
Что касается наших дальнейших отношений с Турцией, то мы четко обозначили – да, извинения. Возможны ли какие-то варианты? Возможны. Например, возможны какие-то компромиссные варианты смягчения.
Например, этот бандит, турок Альпаслан Челик, принимавший участие в расстреле нашего летчика, как раз мог бы стать здесь разменной монетой.
То есть если бы турецкие власти арестовали его и начали некое следствие, несомненно, этот сигнал был бы услышан в Москве.
«Расстрел нашего летчика полностью на совести этого террориста!»
Турция говорит, что российский самолет был сбит по той причине, что нарушил воздушное пространство. Но по какому праву над сирийской территорией был расстрелян наш летчик?
Расстрел нашего летчика полностью на совести этого террориста! Поэтому его действия формально подпадают и под действие турецких законов.
Так что еще раз говорю: если бы турки хотели какого-то компромисса, то этот человек как раз мог бы быть той самой разменной монетой, которая дала бы сигнал России.
Но они этого не делают. Более того, он разъезжает по Турции и дает интервью турецким телеканалам, газетам...
«Он все-таки выполнял приказ»
Что касается, как вы говорите, наказания турецкого летчика, сбившего наш Су-24, то, скорее всего, он все-таки выполнял приказ, и как солдат должен был выполнить этот приказ. Я не думаю, что это была его личная инициатива.
Поэтому за действия своего летчика прямую ответственность несут как раз турецкие власти, то есть те, кто отдавал такой приказ.
«Его ликвидация спецслужбами...»
А вот что касается Альпаслана Челика, то он не является военнослужащим. Он представляет террористическую группировку, и я считаю, что в отношении него можно действовать так же, как в отношении любых террористов.
То есть его ликвидация спецслужбами была бы вполне закономерным окончанием такой вот его «карьеры»...