«В нашей стране есть ряд граждан, которым не знакома категория нормальности»
5 февраля 2016, 16:16 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
Президент России Владимир Путин заявил, что национальная идея России - это патриотизм.
По мнению Путина, для внедрения национальной идеи недостаточно, чтобы «президент или еще кто-либо сказал об этом один раз. Для этого нужно сознание, и об этом нужно постоянно говорить на всех уровнях».
Вопрос: «К кому и к чему сегодня подходят понятия «патриот» и «патриотизм»?»
Владимир Соловьев, теле- и радиоведущий:
«Считают себя не людьми, а рыбками»
- Понятие «патриот» подходит любому человеку. Патриотизм - это такое же естественное чувство любви к Родине, как любовь к собственной матери. То есть это абсолютно нормальная категория.
Другое дело, что в нашей стране есть ряд граждан, которым не знакома категория нормальности. Ну что ж, с этим приходится мириться.
Это просто те люди, которые в детстве не читали Некрасова, которые не понимают, что такое любовь к матери, что такое любовь к Родине и кто такой - Отечества достойный сын.
Они искренне считают себя не людьми, а рыбками, которые ищут там, где глубже, считая, что это оправдание их вечного стремления поиска земли, в которой им будет слаще.
Конечно, я не буду их судить, они мне просто неприятны.
Алексей Подберёзкин, директор Центра военно-политических исследований, депутат Госдумы II созыва, доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН:
«Патриот - это не тот, кто ради любви к своей деревне поджигает её»
- Вообще-то, я уже лет 25 говорю о необходимости государственной патриотической идеологии как основы любого мировоззрения. Да, это именно основа, а не какой-то частный взгляд.
Патриотизм может быть и либеральный, и коммунистический, и социал-демократический, - любой. Это как отношение к своей нации и к государству.
Но ведь и к нации, и к государству у каждого отношение формируется по-разному. То есть у кого-то, как, например, у меня, отношения с государством бывают плохими. Я его люблю, а оно меня – нет...
Бывает и наоборот, кому-то государство делает массу хорошего, а он ему – ничего.
В свое время Кеннеди хорошо сказал: «Не спрашивай, что тебе даст Америка, думай, что ты можешь ей дать». В этом смысле всё правильно, и так и должно быть.
И патриотом, конечно, может быть кто угодно. Все, кто любят Родину. Если иметь в виду, скажем, партийную принадлежности, так это могут быть и либералы, и коммунисты, и социалисты, и монархисты...
Но дело обстоит так, что патриот - это не тот, кто ради любви к своей деревне поджигает её. Он, наверное, её как-то обустраивает...
Если говорить всерьёз и экономически обоснованно, то во главе патриотизма должна стоять любовь к человеку. Да, да, и к каждому конкретному человеку, и ко всей нации!
Это не любовь к березкам, к скалам, к речкам (хотя это тоже может быть), но все-таки главное - это человек!
Если мы в качестве экономического критерия будем брать не какие-то макроэкономические показатели, а благо для человека, тогда всё будет правильно.
Ведь человеческий потенциал и способ его реализации (или самореализации) - это тоже есть патриотизм. Патриот - это тот, кто любит и каждого конкретного человека, и всех вместе, всю нацию.
Да, конечно, очень трудно любить государство, потому что оно часто бывает просто набором государственно-бюрократических институтов.
А вот любить народ, любить конкретного человека, наконец, любить ближнего – это, наверное, и есть патриотизм.
Эдуард Успенский, писатель, сценарист:
«Ты сам начинаешь убирать, - в этом и будет национальная идея»
- Знаете, давайте все-таки разделим эти понятия. Патриот - это одно, патриотизм - другое, а национальная идея - это третье.
Кто-то сказал: если ходишь в лес и видишь, что кругом битые бутылки, грязная бумага, пакеты и т.п., а ты сам начинаешь убирать, - в этом и будет национальная идея.
А все разговоры о патриотизме, любви к Родине, о ее защите Родины - это пустые слова.
Если у нас хотят выработать или хотя бы сформулировать национальную идею, надо, чтобы это решал не один президент. Дескать, ага, вот теперь-то мы поняли, так что давайте всё срочно «патриотизировать» - и выходить на светлый путь!
Надо просто собрать умных людей, которым доверяет вся страна, чтобы они думали неделю, месяц и вырабатывали, что на сегодняшний день может объединить российских людей, - и тогда в этом будет хоть какой-то смысл.
Но даже если они ничего не выработают, всё равно в этом будет большая польза.
По-моему, патриотизм не может быть национальной идеей. Ну давайте найдем другое слово – максимализм может быть национальной идеей или, допустим, все доводить до конца - тоже может быть национальной идеей? Это же просто слова, а нужны дела.
Ирина Винер, главный тренер сборной команды России по художественной гимнастике, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, доктор педагогических наук, профессор:
«... и тоже радуется за свою страну!»
- Эти понятия подходят, скажем, к тем, кто стоит на пьедестале, когда играет гимн и поднимается флаг его страны, и к тем, кто стоит на трибунах или смотрит это по телевидению и тоже радуется за свою страну! Это и есть патриоты и патриотизм.
Патриотизм – это стремление всех народов, которые живут в России, к тому, чтобы наша страна была сильной, великой и уважаемой. Но патриотизм - это не одно лишь слово. Его обязательно нужно доказывать реальными делами.
Кстати, и наши СМИ должны приводить примеры патриотизма на личностях и их поступках прямо из жизни. А ведь таким примерам у нас в стране несть числа...
Михаил Леонтьев, публицист, ведущий телепрограммы «Однако»:
«... как половая принадлежность»
- Патриотизм либо есть, либо его нет. Это - как половая принадлежность. Если она есть, тогда каким-то образом и реализуется в деятельности...
Должны ли, предположим, государственные деятели быть патриотами? Нет, они ничего не должны - просто в нормальной стране непатриотов не выбирают в руководители.
А вот если пишущий журналист плюет на собственную страну, то, наверное, какая-то часть населения вряд ли будет его читать...
Аркадий Инин, писатель, сценарист, заслуженный деятель искусств России:
«Люблю её безотчетно»
- Понятие «патриот» полностью подходит ко мне, потому что я действительно люблю свою Родину.
Знаете, вся разница между патриотами и, скажем, национал-патриотами заключается именно в том, что патриот любит свою Родину, а национал-патриот ненавидит чужие.
Я не могу назвать какие-то признаки моей любви к Родине, их нет – люблю её безотчетно. Ночами от такой любви я, конечно, не мучаюсь, но мучаюсь по поводу судеб Родины днём.
А сплю я (тьфу-тьфу-тьфу!) хорошо.