«Подобные преступления, к сожалению, характерны для революций»
18 июля 2015, 11:30 [ «Аргументы Недели» ]
В эти дни вспоминают императора Николая II, его семью и приближенных, которых Юровский и его кровавые приспешники убили в июле 1918 года. Вопрос: «Кто убил царя - обычные уголовники, бандиты - или же политики-преступники?»
Юрий Поляков, писатель, главный редактор «Литературной газеты»:
«Это как посмотреть...»
- По смыслу и по мотивации это, конечно, было политическое убийство. Но среди тех, кто его непосредственно исполнял, не исключено, что были и уголовники.
Кстати, этому ужасающему преступлению до сих пор так и не была дана историческая оценка. Косвенным подтверждением чему является то, что до сих пор не переименована станция метро «Войковская», названная так в честь одного из организаторов убийства...
Подобные преступления, к сожалению, характерны для революций, поскольку их целью на каком-то определенном этапе и является убийство – монарха, властителя, руководителя. Кто были исполнителями – люди, вдохновленные революционными идеями или обыкновенные уголовники, – это как посмотреть...
Скажем, если период вхождения Латвии в состав СССР – это оккупация, то тогда можно и латышей, которые активно участвовали в революции, тоже считать уголовниками, а не революционной Преторианской гвардией.
То есть всё зависит от точки зрения, но ни для кого не является секретом, что в любой революции всегда участвуют уголовные элементы. Они чаще всего бывают исполнителями, и их всегда достаточно много...
Эдуард Лимонов, писатель, публицист, председатель незарегистрированной партии «Другая Россия»:
- Царя убили революционеры. И никаких этих ваших штучек, - именно революционеры!
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:
«Это были уголовники во власти»
- Если убивают, то, наверное, все-таки уголовники. Но это были уголовники во власти, ведь его убили по постановлению Екатеринбургского совета.
Конечно, об этом постановлении знали в тогдашнем главном властном органе страны - Всероссийском центральном исполнительном комитете, потому что туда всё и было доложено. Вот только вряд ли в Екатеринбурге самостоятельно принимали решение о таком важном деле...
Думаю, что и Ленин был в курсе, хотя этому нет документального подтверждения. А вот то, что обо всем знал ВЦИК, никто за это преступление не был наказан, и все остались при своих должностях, - совершенно очевидно и известно всем.
Верховная власть России, которая была в 1918 году, приняла все это как исполнение должного.
Наталия Нарочницкая, председатель парижского отделения Института демократии и сотрудничества, депутат Госдумы IVсозыва, доктор исторических наук:
«Убийство было совершено по политическим соображениям»
- Конечно, это были политики. Юровский был политик и антипод всему тому, что представляло собой православное самодержавие и воплощение религиозной, христианской и государственной идеи.
Убийство было совершено, конечно, по политическим соображениям, ведь его исполнители не сами это делали, а получали инструкции.
Когда на заседании тогдашняя власть получила телеграмму об исполнении, то Ленин сообщил об этом, и все молча продолжили заседать дальше.
Виталий Коротич писатель, журналист, главный редактор журнала «Огонек» (1986-1991 гг.):
«Нацисты на Нюрнбергском процессе тоже говорили, что выполняли приказ...»
- Среди членов некоторых партий не существует разницы между категориями «политик» и «уголовник», и члены большевистской партии, которые тогда убивали Николая II, в тот момент в полной мере объединяли обе этих функции.
То есть и они были уголовниками, и сама партия действовала уголовными методами. Есть такие партии, в том числе и большевистская, которая просто так говорит: «Ты выполни приказ, а ответственность я беру на себя!»
Страшно, когда государством начинают править люди, склоняющие своих граждан к действиям определенного рода, говоря при этом, что вся ответственность на тех, кто дает приказы!
Но ведь и те, кто совершают преступление, тоже ответственны: Ленин или Свердлов сказали Юровскому, что, мол, Родина тебе поручает. Он и сделал, выполнив «долг», как его понимал. Нацисты на Нюрнбергском процессе тоже говорили, что выполняли приказ...
Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН:
«Понятно, что об этом злодеянии знали политики»
- Понятно, что об этом злодеянии знали политики. Непосредственные исполнители убийства царя, конечно, ближе к уголовному элементу.
Но версию о том, что это было обыкновенное уголовное убийство, естественно, никто всерьез рассматривать не будет. Оно, безусловно, было политическим.