«Украина сама себя загнала в политической угол»
26 мая 2015, 14:00 [«Аргументы Недели», Александр Саргин ]
«Перемирие, достигнутое в конфликте на востоке Украине, является хрупким», - заявил Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.
Секретарь Совбеза РФ добавил, что под предлогом оказания Украине финансовой помощи постепенно убираются барьеры для беспрепятственного проникновения туда западного капитала.
О том, что сейчас происходит на Украине, размышляет политолог Дмитрий КУЛИКОВ:
«Сможет ли Киев?»
- Сейчас дело не в том, что время работает против Украины. Дело в том, что Украина сама себя загнала в такой политической угол, из которого ей очень трудно выбираться, - и это уже не вопрос времени.
Это вопрос того, что раньше были приняты некие политические и силовые решения, которые теперь не дают возможности Украине никак маневрировать. Вся проблема заключается именно в этом.
Сможет ли Киев найти какое-то решение в виде маневра - не знаю. Пока что я не вижу каких-то очевидных предпосылок.
«Господин Порошенко сейчас находится в сложном положении»
То, что Путин вместе с Олландом и Меркель заставили Порошенко подписать соглашение «Минск-2», все-таки было политической победой России! Так что господин Порошенко сейчас находится в сложном положении.
С одной стороны, он подписал эти соглашения, а с другой - не может начать их выполнять. Ведь как только он двинется по пути реального мира и объявит вместо войны некие реальные цели перемирия, то у него начнутся большие проблемы с властью.
«Настаивать на своей позиции!»
Поэтому то, что мы сейчас наблюдаем, и есть проблемная ситуация украинской власти, которая не может принять никаких адекватных управленческих решений.
Соответственно, наша задача заключается в том, чтобы продолжать настаивать на своей позиции, на исполнении минских договоренностей. Я считаю, что наша позиция правильная, и правильно, что мы ее последовательно реализуем.
«Идея Новороссии никуда не делась»
Что касается фразы Царева о заморозке проекта «Новороссия», то я понимаю ровно одно: в рамках тех же минских соглашений актуализировать требование о том, что Новороссия - это некий новый государственный субъект, было бы не правильно.
И я думаю, что Царев все делает правильно (хотя я, может быть, искал бы более точные выражения...).
Сама идея Новороссии, конечно же, никуда не делась, а вот политическая актуализация этого государственного проекта действительно, как говорят дипломаты, сейчас не является правильным сигналом.
«Пока мы просто не настаиваем на актуализации...»
Если мы настаиваем на реализации минских соглашений, то, соответственно, не можем параллельно и одновременно с этим настаивать на каких-то проектах новых государственностей. По-моему, это была бы просто шизофрения!
Но поскольку мы стараемся быть политически последовательными, то я понимаю это следующим образом: пока мы просто не настаиваем на актуализации такого государственного проекта. Вот и всё.
«Дефолт Украины - это уже реальность»
Что касается экономического положения Украины, то оно действительно плачевно, а вся западная помощь идет всего лишь на обслуживание тех кредитов, которые были взяты раньше.
Поэтому дефолт Украины - это уже реальность. То, что этой реальностью попробуют воспользоваться разные дельцы (ведь в это время всё там будет ничего не стоить) и будут пытаться всё скупить, - это само собой разумеется, так и будет.
Думаю, что и украинские олигархи будут пытаться что-то скупать, ну, и будут пытаться продать что-то Западу. И очевидно, что против русского бизнеса будут построены барьеры, чтобы он там ничего не купил...
«Подарить России второй Афганистан...»
Все последние события на Украине указывают на то, что линия на попытку втянуть Россию в больший конфликт, конечно, остается.
Заявления Украины о размещении у себя ПРО, о том, что будет какое-то наступление на Мариуполь, активизация деятельности диверсионных групп во время перемирия - это продолжающиеся провокации.
Что ж, это означает, что никуда не делась стратегическая линия США на то, чтобы подарить России второй Афганистан.
Эта линия для них была бы, конечно, самой важной и самой соблазнительной. Если бы Россия у себя на границах ввязалась в этот огромный конфликт с Украиной, это был бы просто подарок для Америки.
«Керри с Путиным...»
Что касается встреч Керри с Путиным, ну, и Нуланд в МИДе, это не надо ни недооценивать, ни переоценивать.
Совершенно очевидно, что американская политическая и проектная линия по отношения к конфликту на Украине, которая реализовывалась последние год-полтора, подошла к границам своих возможностей.
Понятно, что при реализации этой линии наметился целый ряд проблем как внутри Украины, так и вовне, скажем, во взаимоотношениях с Евросоюзом и т.д.
«Товарищи американцы точно понимают...»
Я думаю, что товарищи американцы точно понимают, что им нужно корректировать эту линию, по крайней мере – тактически, и они не только проводят довольно детальный анализ ситуации, но и ставят очередные цели.
Поэтому я бы рассматривал все эти визиты именно в таком режиме: анализ ситуации, прощупывание почвы, что и куда возможно скорректировать, какие у этого будут последствия и т.п.
Но ни о каких сменах стратегических приоритетов у США говорить, конечно, не приходится...
«Этот конфликт, развязанный США, конечно, надолго»
Что ж, Украина отказывается платить по долгам, а Москва не простит эти долги. Ну, и что мы сделаем, если они нам не заплатят? Воевать мы уж точно не пойдем, а будет просто долгая юридическая тягомотина.
Этот конфликт, развязанный США, конечно, надолго. Так что в рамках этого долгого конфликта всё и будет как-то решаться. Прямого и быстрого решения здесь нет и не будет.
«Родственность этих ситуаций невероятно важна!»
На Донбассе сейчас происходит культурно и исторически значимое событие. Ведь там на самом деле воспроизводится важнейший тип нашего культурно-исторического определения.
Сейчас Донбасс для меня, Донбасс, который сражается и совершает подвиг, - это что-то близкое к тому, что происходило в блокадном Ленинграде! Мне кажется, родственность этих ситуаций невероятно важна!
«Россия - это Европа или уже не совсем?»
А вот когда мы смотрим на то, что происходит в Европе, то задаем себе вопросы: Россия - это Европа или уже не совсем? Что нас сегодня объединяет и что разъединяет?
На мой взгляд, в новейшей истории нас объединял только один-единственный фактор - победа над фашистской Германией.
Мы вместе с европейцами до какого-то времени признавали, что это победа Добра над Злом, и здесь больше нечего обсуждать. Есть черное, и есть белое...
«Если бы мы повелись на ту наживку...»
Но я понимаю российскую позицию и считаю ее правильной. Мы должны заставить Украину реализовать сценарий федеративного или квазифедеративного устройства, - и это в наших интересах.
Альтернатива этому - большой конфликт. Понимаете, большой, с кровью, с ядерными станциями на этой территории и с нашей ответственностью за это!..
И если бы мы повелись на ту наживку, которую нам предлагают, это было бы огромной ошибкой...