Аргументы Недели → live

«Когда я пишу, то вижу, как произрастает слово»

, 18:45 ,

Президент РФ Владимир Путин отметил, что языковую культуру в России сейчас формируют СМИ, Интернет и телевидение, где «все чаще нарушаются языковые нормы, грамотность, используются необоснованные, явно избыточные иностранные заимствования».

Вопрос: «Качество изучения русского языка в России оставляет желать лучшего?»

 

Юрий Бондарев, писатель:

«У нас в артиллерии все ребята были из деревни, но все были грамотными!»

- Язык - это одно из самых сложных явлений нашей жизни. Но каждый владеет им по-своему и по своим правилами. Где бы сейчас ни проживал человек, но ведь в детстве он пользовался влиянием тех, кто говорил с ним на своем языке.

По-моему, сейчас школа мало обращает внимание на изучение языка. Все мы полны желания этому помочь, но...

Знаете, я бы сейчас устраивал в школе уроки родного русского языка. Не было бы никаких заданий, а просто каждый начинал бы импровизировать, рассказывая, предположим, о каком-то случае из жизни или о том, что он хотел бы сочинить, а другой бы это подхватывал, развивал и т.д.

И не надо ориентироваться на какой-то определенный текст. Нужно, чтобы рассказчиком выступала сама жизнь в лице этих ребят. Ведь у каждого 12-14-16-летнего человека наверняка есть свои интересные истории.

Но на таких уроках, конечно, не обойтись без преподавателя, который прекрасно знает язык. Он бы делал некие замечания, обращался к классу с тем, чтобы ученики внимательнее относились к тому или иному слову, и т.п.  

Когда учился я, у нас были преподаватели, которые просто блестяще знали русский язык. Сейчас и я тоже связан со студентами, но ведь сами знаете, что студенты - это вольница: кто как выразился, так и выразился...

Для меня русский язык - это жизнь. Что ж, у меня такая профессия, и без языка пропадает не только весь смысл жизни, но и интерес к ней. Не дай бог, чтобы в определенном возрасте появилось некое равнодушие к языку и к человеку!

Мне вообще очень любопытен язык любого человека. Знаете, даже находясь в армии, на войне, я наблюдал, как говорит тот или иной человек.

У нас в артиллерии все ребята были из деревни, но все были грамотными! Тогда помимо образовательных школ, были и какие-то училища, и дополнительные школы, и курсы... Страна тогда тянулась к культуре языка и вообще к культуре.

А вообще нужно больше книжек читать, и тогда человек будет лучше знать свой язык.

Я очень много занимался языком, но не могу сказать, что являюсь его знатоком в высшей степени. Когда я пишу, то вижу, как произрастает слово. Я постоянно вчитываюсь в его смысл, в его философию...

Знаете, язык - это и есть сам человек, его слова и выражения, его рассказы, впечатления...

Игорь Волгин, писатель, телеведущий, доктор филологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, профессор:

«Путин прокомментировал это»

- Да, качество изучения русского языка в России оставляет желать лучшего. Поэтому на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку у президента РФ я и внес два совершенно конкретных предложения.

Во-первых, о том, что нужно проводить государственный выпускной экзамен по русскому языку для всех выпускников всех вузов, причем не только гуманитарных, но и технических.

Да, не вступительный экзамен, а именно выпускной, ведь когда человек заканчивает вуз, это должен быть всесторонне грамотный специалист, скажем, тот же врач которому я, пациент, не буду верить, если рецепт выписан с грамматическими ошибками.

И второе мое предложение, может быть более спорное, - это проводить экзамен по русскому языку для всех чиновников, начиная с определенного должжностного уровня. Например, в 1809 году был подобный указ Александра I, инициированный М.М.Сперанским. Причем Сперанский предлагал проводить экзамен не только по русскому, но и по иностранным языкам, по всеобщей российской истории, географии, физике, статистике и т.д.

Это предполагалось для чинов, начиная с 8 класса, то есть для коллежских асессоров - чин, который, кстати, давал право на личное дворянство.

Я, конечно, не рассчитываю, что наши чиновники способны сдать такой экзамен, но хотя бы по русскому языку можно было его ввести.

На совещании у президента я привел пример, что инспектор ГИБДД выписал мне квитанцию, где было 15 ошибок, и сказал, что поскольку инспектор ГИБДД представляет государство, это значит, что оно неграмотное. Путин прокомментировал это, сказав, хорошо, что инспектор хоть квитанцию дал...

Знаете, на сайте президента сделали ошибку. Я на этом совещании привел слова Мандельштама. Он в статье о Чаадаеве писал так: «Чаадаев, утверждая свое мнение, что у России нет истории, упустил одно обстоятельство, а именно язык. Столь высокоорганизованный, столь органический язык не только дверь в историю, но и сама история. Онемение двух-трёх поколений могли бы привести Россию к исторической смерти. Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории».

Так вот на сайте президента написано не «онемение» - от «немота», а «а не менее», что, естественно, искажает смысл. Там и еще одна ошибка: вместо слова «грамматический» написано «драматический». Что ж, понятно, они расшифровывают с голоса, это ошибка слуха или, возможно, моей несовершенной дикции.

А еще я там напомнил, что «язык» и «народ» на старославянском языке - синонимы. Когда Пушкин говорит «И назовет меня всяк сущий в ней язык», то он имеет в виду, что всякий сущий народ назовет его имя по-русски, что, конечно, не исключает перевода на калмыцкий, тунгусский и т.д. В конечно счете сбережение народа - это сбережение языка.

В 90-е годы у нас произошла самая настоящая лингвистическая катастрофа. Это некое повреждение жизни сказалось и на языке, поскольку на нем всё мгновенно сказывается - любые социальные движения, любые трансформации страны и культуры.

Тогда была популярна такая теория: дескать, рынок сам все расставит по своим местам. Не нужно вмешательства государства потому, что незримая рука рынка все наладит...

Вот такое отношение было и к языку: он самоочищается, сам отбраковывает ненужные вещи, самообогащается...

Что ж, все правильно, но если мы говорим о государстве, то должна быть некая политическая воля на проведение языковой политики. Такая политика должна быть целенаправленной, ибо язык и есть та "скрепа", которая создает и сохраняет нацию.

Стоит вспомнить стихи Ахматовой, которая были опубликованы в День Красной армии 23 февраля 1942 года:

«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
              Навеки!»

То есть она говорила даже не о защите территории, не о защите социального строя, а именно о спасении языка как души народа. Сбережение народа - это битва не только за независимость страны, но и за сохранение ее главного богатства - языка.  

Григорий Остер, писатель, драматург, заслуженный деятель искусств РФ:

«А вот люди пользуются этими инструментами...»

- По-моему, всё на свете оставляет желать лучшего, а не только качество изучения русского языка. Ну, и почему же тогда не желать лучшего?

СМИ, Интернет - это просто инструменты, которые сами ничего не формируют. А вот люди пользуются этими инструментами и формируют в том числе и языковую культуру.

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию, доктор философских наук, профессор, членкор Российской академии образования, председатель общественного движения «Образование для всех»:

«Нужна поддержка именно на государственном уровне»

- По-моему, нам нужна программа защиты языка на государственном уровне. Иногда едешь по городу и не знаешь, где ты - в России или в какой-то другой стране. Ладно, если это чистый иностранный язык, но часто бывает «смесь французского с нижегородским», дурной вкус, смешение русского с иностранным.  

Есть несколько факторов, которые снижают языковую культуру в стране. Правильно, что языковую культуру в России сейчас формируют СМИ, Интернет и телевидение.

Более того, я сегодня наблюдаю общее понижение престижа образования. Конечно, одной только школе не справиться с улучшением преподавания русского языка. Поэтому нужна поддержка именно на государственном уровне.

Так что очень хорошо, что власть наконец-то решила всерьез заняться русским языком и на территории России... 

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН:

«Если не будет могучего языка, объединяющего нашу многонациональную страну...»

- Да, сама среда – Интернет, СМИ очень влияют на уровень знаний языка. Не удивительно, что сейчас многие университеты даже вводят на первых курсах предмет «русский язык», причем для всех факультетов, а не только для филологических. 

Я считаю необходимым укрепление основы знаний - русского языка. России необходим единый интеллектуальный кадастр - свод выводов и экспертных оценок, позволяющий оценить перспективы гуманитарного развития нашего общества.

Для этого необходимо всестороннее подключение науки к программам развития русского языка, создание компьютерной системы контроля за качеством образования и многое другое.

Необходимо поднимать качество изучения русского языка на новый уровень. Более того, это является очень важной проблемой и для школ, и для вузов. Но, несмотря на все усилия и программы, мы еще не добились желаемого результата и того, какое место должен занимать русский язык.

Улучшение качества преподавания русского языка в школе и вузе играет важнейшую роль в развитии многонациональной России и расширении влияния русского языка в мире.

Школьники, которые приходят в университет, практически не знают классику, плохо пишут сочинения, и бывает, что почти половина абитуриентов получает двойки. Школы в силу разных причин не уделяют внимания его изучению.

Что ж, этот год объявлен Годом литературы. Надеемся, что наши решения дадут импульс работе университетов России. Я уверен, что если не будет могучего языка, объединяющего нашу многонациональную страну, то не будет и самой России.

Это доказано историей и самой жизнью всех поколений.

Александр Стриженов, режиссер, актер, сценарист:

«Как-то странно отвечать на такие глупые вопросы из ЕГЭ»

- Знаете, как-то странно отвечать на такие глупые вопросы из ЕГЭ: «Кто такой Достоевский – польский революционер, чешский изобретатель или русский писатель?»

Мы привыкли к другой системе образования, и я бы хотел, чтобы наши дети сдавали такие же экзамены, какие сдавал и я, и моя старшая дочь. И еще надо обратить внимание на педагогов из наших вузов. Ведь потом всё это разгребать придется именно им.   

 

Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram