«Армия и так должна быть профессиональной!»
28 апреля 2015, 12:20 [ «Аргументы Недели» ]
Министерство обороны РФ сообщило, что российская армия стала наполовину контрактной. Сейчас на должностях рядового и сержантского состава в рядах Вооруженных сил РФ проходят службу 300 тысяч контрактников, а также служат 200 тысяч офицеров. Вопрос: «Контракт - это наше всё?»
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук, профессор, бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ (1996-2001 гг.), генерал-полковник:
«Постоянный упор на контрактную армию противоречит не только опыту России...»
- Знаете, мне всегда казалось несколько странным само понятие - профессиональная армия. По-моему, это не обсуждается и армия и так должна быть профессиональной!
Даже если совсем нет контрактной основы, хотя офицер и прапорщик – это тоже контрактники, все равно это - профессиональная армия.
Главное, что наша армия должна быть технически оснащена по самым современным меркам. То есть она должна быть перевооружена на «умное» оружие и иметь в своем составе мобильные, дерзкие и высоко подготовленные соединения и части.
Постоянный упор на контрактную армию противоречит не только опыту России, но и всему международному опыту.
Вот, скажем, в той же Европе, да и не только в ней, последовательно придерживаются принципа комплексного подхода: контрактная армия, плюс призыв.
И именно такая армия должна быть готова к ведению современных военных действий с избирательным применением высокоточного и другого современного оружия.
А вот соотношение профессионалов-контрактников и призывной молодежи должно и может меняться...
Во всех суверенных и уважающих себя государствах Вооруженные силы представляют не менее одного процента населения. То есть в российской армии должно находиться не менее 1,5 млн. человек.
Наша армия должна быть готова к ведению военных действий как против массовых армий, так и против многочисленных вооруженных сил вероятного противника.
То есть где-то мы можем сработать «умным» информационные оружием, а где-то, скажем, на Дальнем Востоке, должны быть уже не мобильные бригады, а специальные группировки с оружием площадного поражения.
А если будет нарастать угроза, то нужно будет усилить призыв, в том числе и призыв резервистов, как это делают, скажем, Израиль или США.
Когда ситуация более спокойная, призыв может сокращаться, а контрактники в повседневной жизни решают задачи поддержания боеготового ядра армии...
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук:
«Контрактники готовы служить на заграничных территориях, но не готовы умирать за деньги»
- Думаю, что для российской армии неприемлемо делать ставку только на контрактный способ существования. Контрактниками могут быть только сержанты, а рядовые должности так укомплектовывать считаю нецелесообразным.
В российские ВС, безусловно, требуется толковый сержант, иначе опять появятся «дедушки» и т.п. И уже именно в такой армии солдаты, сержанты и офицеры должны иметь равные конституционные права со всеми гражданами и, естественно, не меньшую, чем у них, зарплату.
Контрактные армии не соответствуют большим, принципиальным задачам. Как показывает мировой опыт, принцип комплектования Вооруженных сил определяется задачами, стоящими перед ними, а не уровнем экономического и политического развития страны.
Профессиональная армия занимается исключительно боевой подготовкой, и это не имеет никакого отношения к самому принципу комплектования.
А ведь контрактная армия не способна к длительным боевым действиям. Вспомним историю: когда английская наемная
армия во время Крымской войны высадилась в Крыму, то, потеряв в первых боях свою большую часть, она потерпела поражение и так и не смогла восстановить кадровый состав.
Тот же опыт последних локальных войн (скажем, США в Ираке) показал, что контрактники готовы служить на заграничных территориях, но не готовы умирать за деньги.
Армия должна быть высокотехничной и такой, в которой информационное оружие является как наступательным, так и оборонительным. А еще наша армия должна быть в меру малочисленной и мобильной.
Главным недостатком комплектования армии по контракту, на мой взгляд, является изменение мотивации военнослужащих. Ведь основным мотивом при поступлении на воинскую службу для них становится не «Родину защищать», а то, будет ли гарантирована оплата за службу и получение льгот.
А ведь у таких военнослужащих нет мотива для участия в боевых действиях, подразумевающих высокую вероятность гибели или получения ранения и увечья.
В условиях реальной войны устойчивость такой армии стремительно теряется. Это показал, например, опыт достаточно мощной армии Кувейта, которая в августе 1990 года практически не смогла оказать никакого сопротивления агрессии Ирака.
Кстати, сразу после освобождения в феврале 1991 года Кувейт перешел на призывной принцип комплектования своей армии...
Алексей Арбатов, руководитель Центра по международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, действительный член (академик) РАН, доктор исторических наук:
«Аморально посылать под пули мальчишку!»
- Конечно, на контрактную армию переходить нужно. Ведь за один год просто невозможно обучить человека, доверить ему сложную технику и тем более послать на боевые действия.
Просто аморально посылать под пули мальчишку, который насильно загнан на воинскую службу! А вот контрактник под пули идет. Ведь он, как, допустим, офицер, сам выбирает такую профессию.
Два ежегодных призыва до последнего времени были в России, по сути, национальном бедствием. Ведь у нас до сих пор насчитывается порядка 200 тысяч уклонистов, а ведь это больше, чем армии большинства стран западной Европы...
С другой стороны, проблема перевода армии на контрактную основу для нашего Министерства обороны не является главной. Для нашего военного ведомства это просто одна из задач.
Тут вся проблема состоит в выборе приоритетов. Военные скорее использовали бы средства для оборонного заказа, то есть улучшали бы по мере сил свои жилищные условия, закупали вооружение, а также горюче-смазочные материалы и боеприпасы для проведения еще более интенсивной боевой подготовки.
Виктор Озеров, председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности:
«Мы поддерживаем необходимость усиления социальной защищенности контрактников»
- У нас есть определенные рубежи, которые мы должны выполнить. Мы будем совершенствовать военную технику и качество подготовки офицерского состава, будем наращивать решения социальные вопросов и т.д.
Например, количество воинских частей уже приведено в соответствие с перспективным обликом, и мы уже определились как с количеством вузов, так и с порядком подготовки сержантов.
Но для организации качественной работы в указанном направлении требуется совершенствование правовой базы. Необходимо сохранить статус военнослужащих, их медицинские и жилищные права и т.п.
Поэтому и Совет федерации, и Минобороны постоянно, что называется, держат руку на пульсе и отслеживают ситуацию, касающуюся правовой регламентации службы по контракту. Мы поддерживаем необходимость усиления социальной защищенности контрактников.
Сегодня, как и при реализации прежней федеральной целевой программы, которой мы также занимались во взаимодействии с Минобороны, речь идет уже не о наборе контрактников. Потому что сейчас это уже - отбор.
Современная армия должна быть компактной, укомплектованной новейшим вооружением, хорошо обученной, мобильной и способной в минимально короткий срок провести все необходимые мероприятия для защиты Родины.
Поэтому создание нового облика Вооруженных сил России не должно быть узковедомственным делом, которым занимается лишь Минобороны РФ.
По сути, это является общегосударственной задачей, в реализации которой в полной мере должны участвовать и президент, и правительство, и палаты парламента, и общественность.
В ходе реформирования Вооруженных сил большое внимание уделяется социальным гарантиям военнослужащих, закрепленных в федеральном законе «О статусе военнослужащих».
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ:
«В конечном итоге она все равно и будет контрактной...»
- Вопрос о том, должна ли быть контрактной наша армия, по-моему, не очень важен, хотя в конечном итоге она все равно и будет контрактной...
Однако самым главным должно быть то, чтобы у нашей армии была не только мотивированность, но и соответствующий уровень обеспечения вооружениями.
Надеюсь, что наша армия и будет мотивированной и у нее будет соответствующий уровень обеспечения вооружениями.
В принципе нынешняя военная реформа и нацелена на то, чтобы создать именно такую армию, которая должна иметь небольшую численность (в том числе и потому, что у нас в стране небольшая численность мужского населения), быть эффективной, гибкой и убедительно мощной.
И в любом случае и при любом развитии событий Россия будет вынуждена сохранять мощную опору ядерного сдерживания...